Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Ромасловской И.М, судей: Нечаевой Т.М, Романова М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ООО "Газпром Трансгаз Казань" и ООО "Газпром добыча Оренбург" на решение Ленининогорского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 22 августа 2022 года по гражданскому делу N по иску Шамсутдинова ФИО17, Шамсутдиновой ФИО18, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Гараева ФИО19, Шамсутдиновой ФИО20, Шамсутдинова ФИО21 к исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Т.М, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамсутдинов Р.И, Шамсутдинова Л.А, действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Гараева Р.Р, Шамсутдиновой Д.Р, Шамсутдинова Р.Р, обратились в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование заявленных требований указали, что 15 февраля 2016 года Шамсутдинов Р.И. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома незавершенного строительством приобрел в собственность земельный участок площадью 1438, 86 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под застройку малоэтажную, кадастровый номер N и расположенный на нем объект - жилой дом, незавершенный строительством, назначение нежилое, степень готовности 10%, площадь застройки "данные изъяты", инвентарный номер N, литера А, расположенные по адресу: "адрес" В 2018 году с целью строительства жилого дома истцы встали на учет по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории - граждане. 21 июня 2018 года между Исполнительным комитетом "Лениногорского муниципального района" Республики Татарстан и истцами был заключен договор N на перечисление субсидий на строительство объекта в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории - граждане. Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан Залакова Н.Р. от 27 августа 2019 года N были внесены изменения в разрешение на строительство от 03 декабря 2014 года N на земельном участке по адресу: "адрес" путем замены собственника "Кадыров Р.Р." на "Шамсутдинов Р.И.". Само разрешение на строительство от 03 декабря 2014 года N было выдано прежнему собственнику земельного участка Кадырову Р.Р. сроком до 03 декабря 2024 года. Строительство жилого дома общей площадью "данные изъяты". истцами было окончено в 2020 году.
После окончания строительства жилого дома истец обратился в Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан с заявлением о выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилого строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Однако, руководитель Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан Михайлова З.Г. письмом от 29 июля 2020 года N отказала в выдаче истцу уведомления о соответствии построенного объекта, так как земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода "Оренбург-Казань". По мнению истца, возведенный жилой дом не имеет признаков самовольной постройки. Строительство жилого дома было согласовано с Исполнительным комитетом муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан, утвержденный на дату начала и окончания строительства генеральный план Шугуровского сельского поселения Лениногорского муниципального района Республики Татарстан также не содержит сведений об ограничениях прав или обременениях в отношении земельного участка (нет сведений о зоне минимальных расстояний от этанопровода "Оренбург-Казань"). Разрешение на строительство жилого дома беспрепятственно выдано, а сам этанопровод расположен за границей населенного пункта. Какие - либо опознавательные и предупредительные знаки на местности отсутствовали. В градостроительном плане земельного участка сведения об ограничениях прав или обременениях в отношении земельного участка также отсутствуют. О наличии ограничений в отношении земельного участка истцы не знали.
Просили суд признать за Шамсутдиновым Р.И, Шамсутдиновой Л.А, Гараевым Р.Р, Шамсутдиновой Д.Р, Шамсутдиновым Р.Р. права общей долевой собственности по 1/5 доле в праве за каждым на жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес"
Решением Ленининогорского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 22 августа 2022 года исковые требования Шамсутдинова Р.Ш, Шамсутдиновой Л.А, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Гараева Р.Р, Шамсутдиновой Д.Р, Шамсутдинова Р.Р. были удовлетворены.
В кассационных жалобах ООО "Газпром Трансгаз Казань" и ООО "Газпром добыча Оренбург" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В судебном заседании представитель ООО "Газпром добыча Оренбург" Казаева С.В. доводы кассационной жалобы поддержала, представитель Шамсутдиновых Гимятдинов И.Т. возражал против доводов жалобы, указывая, что возведенный истцами дом не является самовольной постройкой, возведен на сновании соответствующего разрешения, сведениями о расположении дома в зоне минимально допустимого расстояния до этанопровода они не располагали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено, что Шамсутдинову Р.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку малоэтажную, общей площадью "данные изъяты" кадастровый номер N и объект, незавершенный строительством, назначение: нежилое, степень готовности 10%, площадь застройки "данные изъяты" инв. N, литера А, кадастровый номер N, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи земельного участка и жилого дома незавершенного строительством от 15 февраля 2016 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
03 декабря 2014 года руководителем Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан выдано разрешение на строительство N прежнему собственнику земельного участка Кадырову Р.Р, которым разрешает строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", со сроком действия настоящего разрешения до 03 декабря 2024 года.
21 июня 2018 года между Исполнительным комитетом "Лениногорского муниципального района" Республики Татарстан и истцами был заключен договор N на перечисление субсидий на строительство объекта по федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории - молодые семьи и молодые специалисты.
27 августа 2019 года руководителем Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" внесены изменения в разрешение на строительство индивидуального жилого дома от 03 декабря 2014 года N на земельном участке по адресу: "адрес" путем замены собственника "Кадыров Р.Р." на "Шамсутдинов Р.И.".
Согласно заключения кадастрового инженера, в результате осуществления кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, был образован один обособленный контур здания - индивидуальный жилой дом, расположенный в территориальной зоне Ж-1 согласно справке о территориальной зоне из ИСОГД от 13 мая 2020 года N 531, по сведениям ЕГРН изменение назначения объекта - объект незавершенного строительства с кадастровым номером N на индивидуальный жилой дом произошло в связи с завершением строительства, площадь здания определена в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, материал стен индивидуального жилого дома - керамзитобетонные блоки обложенные кирпичом, технический план подготовлен для получения уведомления о завершении строительства.
Письмом от 29 июля 2020 года N Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан сообщил Шамсутдинову Р.И. об отказе в предоставлении уведомления о построенном объекте индивидуального строительства, расположенном по адресу: Республика Татарстан, село Шугурово, улица Кирова, дом 29а, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода "Оренбург - Казань".
Собственником объекта этанопровода "Оренбург-Казань" является ООО "Газпром трансгаз Казань".
В 2010 году ООО "Газпром добыча Оренбург" в соответствии с договором аренды с ООО "Газпром трансгаз Казань" от 28мая2010 года приняло имущество - объект - участок этанопровода "Оренбург-Казань" с 343 по 437 км с пунктом регазификации этана в с.Аппаково в аренду.
1декабря2011 года между ООО "Газпром добыча Оренбург" и главой муниципального образования "Шугуровское сельское поселение" подписан акт обнаружения и фиксирования нарушения охранной зоны или зон минимально допустимых расстояний трубопровода этанопровода "Оренбург-Казань" 379, 9км (с.Шугурово, Лениногорский район, Республика Татарстан).
Земельный участок истца расположен в 1690 метрах от этанопровода "Оренбург-Казань".
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежит истцу на праве собственности, находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок данных о том, что земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота, либо ограничен в обороте, не имеется и ответчиком, и третьими лицами суду не представлено. Жилой дом возведен истцом на основании разрешительной документации. При этом на момент обращения истца в суд с настоящим иском и разрешения возникшего спора никто из лиц, участвующих в деле, не оспаривал законности возведения данного жилого дома, требований о его сносе и освобождении земельного участка не предъявлялось. При этом признание права собственности на жилой дом по указанному адресу не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведение объекта соответствует виду разрешенного использования земельного участка. Кроме того, исходя из положений п.7.15 СП 36.13330.2012 "Основные требования к трассе трубопровода", а также таблицы 4 минимально-допустимое расстояние от оси газопровода до жилого дома не нарушено.
Также суд учел, что этанопровод "Оренбург-Казань" Dy300мм, Ру10, 0Мпа возведен в 1982 году, в момент действия СНиП II-45-75, предусматривающих значение МДР - 500 метров (таблица 19).
Требования к минимальным допустимым расстояниям от магистрального газопровода до городов и поселений в 2000м. указаны в разделе 16 СП 36.13330.2012, устанавливающем требования к проектированию трубопроводов сжиженных углеводородных газов. Поскольку законодатель разделяет эксплуатацию и проектирование трубопроводов, устанавливая для них различные значения зоны МДР, что связано с предполагаемым развитием и ростом населенных пунктов, то после введения трубопровода в эксплуатацию, при определении зоны минимально допустимых расстояний от трубопровода, в данном случае необходимо руководствоваться таблицей N4.
С указанными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания указанных выводов судов первой и апелляционной инстанции незаконными.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с положениями частей 1, 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N22 от 29апреля2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31марта1999 года N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее также - Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой статьи 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На основании части 4 статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Частью 38 статьи 26 Федерального закона от 3.08.2018г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-ФЗ установлено, что до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции, действующей с 4 августа 2018 г.), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) не подлежат сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний.
Как следует из материалов дела, село Шугурово находится в Лениногорском районе Республики Татарстан, является центром муниципального образования сельское поселение Шугуровское. Включает в себя территории общего пользования, занятые улицами, проездами, дорогами, домами и другими объектами.
Возведенный истцами дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который граничит с другими земельными участками с возведенными на них объектами - жилыми домами.
Земельный участок с неоконченным строительством жилым домом приобретен истцами по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Кадыровым Р.Р, который в свою очередь приобретал земельный участок и неоконченный строительством дом 30.12.2011г.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела сведения о нахождении земельного участка ответчика в границах минимальных расстояний до газопровода в ЕГРН не внесены. Требований о признании жилого дома, принадлежащего ответчику, самовольной постройкой, подлежащей сносу, не заявлено. Положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), предусмотренное пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено, новая зона минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, пунктом 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении принадлежащего истцу газопровода на момент принятия судом решения не установлена.
Истец возвел спорный жилой дом на основании выданного администрацией разрешения на строительство, которое было выдано прежнему собственнику в 2014 году, прежним собственником возведен дом 10% готовности, а истец только достроил его. Информации о наличии ограничений не содержалось ни в выданном градостроительном плане земельного участка от 24.11.2011г, ни в генеральном плане сельского поселения, ни в правилах землепользования и застройки.
К началу строительства сведения о границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода в ЕГРН внесены не были и на местности не обозначены.
Требования к подземным и наземным газопроводам содержатся в СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85 (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012г. N108/ГС.
Пунктом 7.15 СП 36.13330.2012 предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В соответствии с таблицей 4 данного свода правил минимальные расстояния от оси трубопровода диаметром 1000 мм до 12000мм до городов и других населенных пунктов составляет 300м. Жилой дом истцов согласно заключению кадастрового инженера расположен на расстоянии 1690 м.
Таким образом выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шамсутдиновых соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 июня 2021 г, учитывая, что к моменту выдачи ответчиком предшественнику истца и истцу разрешения на строительство дома на соответствующем земельном участке и началу строительства, сведения о границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода в ЕГРН внесены не были и на местности не обозначены.
Доводы кассаторов о расположении дома истцов в зоне допустимых минимальных расстояний от трубопровода с учетом положения раздела 16 СП 36.13330.2012 оценены судами с приведением в обжалуемых актах соответствующей мотивировки, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационных жалоб проверены судом кассационной инстанции, но не могут быть приняты во внимание, так как сводятся к несогласию с принятым по делу судебными постановлениями, оценке судами установленных обстоятельств и доказательств, повторяют позицию кассаторов при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не являются основанием к отмене принятых по делу судебных актов, поскольку не влияют на их законность.
Выводы в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанции мотивированы и кассационными жалобами по существу не опровергнуты.
При разрешении доводов кассационных жалоб, направленных на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационных жалоб судами допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб по доводам заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленининогорского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы ООО "Газпром Трансгаз Казань" и ООО "Газпром добыча Оренбург" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.