Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-413/2022 по иску Тухватуллина Ильдара Назифовича к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Тухватуллин И.Н. обратился в суд с иском к ответчику УПФР в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав, с учетом изменения предмета иска просит: признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 26 мая 2021 года N, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы в особо тяжелых и особо вредных условиях труда и в горячих цехах по Списку N 1 (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173) с 01 июля 1992 года по 31 июля 1998 года в качестве электрогазосварщика (газорезчика, газорезчика, занятого на горячих работах) электромартеновского цеха N 21 ПАО "Ижсталь" и назначить пенсию с момента достижения 50-ти летнего возраста с 12 марта 2021 года. Свои требования мотивировал тем, что 15 февраля 2021 года, перед достижением 50-летнего возраста истец обратился к ответчику за досрочным назначением страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика от 26 мая 2021 года N 46335/21 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа для досрочного назначения пенсии.
Определением суда от 1 ноября 2021 года в связи с реорганизацией произведена замена ответчика УПФ РФ в г. Ижевске на его правопреемника ОПФ РФ по УР.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года исковые требования Тухватуллина Ильдара Назифовича к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
От истца поступили возражения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Тухватуллин И.Н, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 3 октября 1999 года, 15 февраля 2021 года обратился в УПФ РФ в г. Ижевске с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона страховых пенсиях.
Решением Управления N от 26 мая 2021 года ему в этом отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком установлен стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, продолжительностью 4 года 7 месяцев 1 день (вместо требуемых 10 лет) и страховой стаж продолжительностью 31 год 8 месяцев 5 дней.
Не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с 1 июля 1992 года по 31 июля 1998 года, в который, согласно записям в трудовой книжке истца и данным лицевого счета, он работал газорезчиком и газорезчиком, занятым на горячих работах, в ОАО "Ижсталь".
Разрешая заявленные истцом требования, суд руководствовался п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции на момент принятия ответчиком оспариваемого решения), в соответствии с которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные ему доказательства, пришел к выводу о том, что истец в спорный период работал электрогазосварщиком, занятым на горячих работах (в должности и производстве, предусмотренных Списком N 1 1991 года (позиция 1030200а-1753а раздела III "Металлургическое производство", (подраздел 2 "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей", п. "а" "Рабочие"), что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что судом в подтверждение льготного характера работы приняты во внимание уточняющие справки, выданные работодателем, содержание которых в целом не противоречит первичным документам, на основании которых они выданы, с учетом устранения работодателем истца допущенного им ошибочного наименование должности истца в спорный период. При этом суд учел, что характер работы истца не изменялся в течение всего спорного периода работы истца.
То обстоятельство, что наименование должности истца в спорный период, указанное в его трудовой книжке не соответствует должности, работа по которой установлена судом, основанием для отказа в удовлетворении требований истца являться не может. Исправления наименования должности истца в первичных документах внесены работодателем истца в отношении всех работников, работавших одновременно с истцом в той же должности, после увольнения истца с работы и после внесения работодателем соответствующих записей о работе истца в трудовую книжку. Оснований полагать, что данные исправления работодателем были внесены незаконно, при отсутствии к тому фактических и правовых оснований, не имеется. Исправления работодателем истца внесены исходя из фактической трудовой функции и фактических условий труда истца и других работников, работавших в данной должности.
Суд признал, что истец работал в электрогазоварщиком не в связи с установлением тождества этой должности должности "газорезчика", а в связи с тем, что исходя из представленных работодателем документов о характере выполняемой истцом работы и наименования этой должности самим работодателем посчитал, что истец работал в данной должности.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона N 173-ФЗ" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Доводы в кассационной жалобе, об отсутствии доказательств того, что истец выполнял работу по должности и на предприятии, предусмотренных списком N1, что работа истца относится к списку N2, нет доказательств полной занятости, заявлялись ответчиком в ходе рассмотрения дела, направлены на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобы, что суд устанавливал тождество профессий "газорезчик" и "электрогазосварщик", были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.