Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
судей Тарасовой С.М, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Макаровой Л.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-1941/2022 по иску Макаровой Л.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ - ОПФ РФ по РБ, пенсионный орган), в котором просила признать отказ ответчика в перерасчете пенсии незаконным; обязать ГУ - ОПФ РФ по РБ включить в трудовой стаж (страховой стаж) обучение в техникуме в период с 1 сентября 1979,. рода по 30 июня 1982 года - 2 года 10 месяцев; произвести индексацию расчётного пенсионного капитала за 2002 год с коэффициентом 1, 307; применить постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 года N403/20-155 о начислении "Уральского" коэффициента по Республике Башкортостан - 1, 15 к начислению страховой выплаты с момента оформления пенсии - 1 октября 2019 года; применить положения пункта 1 статьи 14 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года о 6% надбавке к фиксированной части за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые; произвести перерасчет суммы пенсии с применением норм права, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), так как стажевый коэффициент, соотношение стажа к требуемому, сумма валоризации, индивидуальный пенсионный коэффициент, расчетный пенсионный капитал, фиксированная часть - ключевые составляющие при расчете размера пенсии и компенсацию по начислению пенсии по возрасту с последующей индексацией за весь период с 1 октября 2019 года.
Полагает, что при назначении ей пенсии с 01 октября 2019 года нормы пенсионного законодательства при подсчете ее страхового стажа применены неверно, в результате чего был неправильно произведен расчет размера установленной ей страховой пенсии. Считает, что начисление суммы пенсионного обеспечения произведено с нарушением ее пенсионных прав: не приняты в расчет стажевого коэффициента годы учебы в техникуме с 1 сентября 1979 года по 30 июня 1982 года (2 года 10 месяцев); соответственно этот период не учтен при валоризации пенсионного капитала (РПК) с 2002 года по 2013 год; за 2002 год индексация РПК с коэффициентом 1, 307 не произведена; не применен пункт 17 статьи 14 Федерального закона N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об увеличении на 6% фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин. При формировании пенсионных начислений районный коэффициент 1, 15 не применен, в результате за период с 1 октября 2019 года по 1 декабря 2021 года ею недополучено 20 803, 38 рубля. Кроме того, неправильно рассчитана индексация расчетного пенсионного капитала с 2002 года по 2014 год: за 2002 год не произведена индексация с коэффициентом 1, 307 согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 152 от 13 марта 2003 года. В результате допущенных ответчиком нарушений пенсия по возрасту была начислена не в полном объеме, а как следствие этого, неправильно применены коэффициенты и все индексирующие в последующие годы выплаты. С учетом включения периода учебы в техникуме в ее страховой стаж и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, ее расчетный пенсионный капитал подлежит изменению, а размер страховой пенсии по старости ? перерасчету со дня назначения пенсии.
01 декабря 2019 года она обращалась в ГУ - УПФ РФ в г.Салават РБ с заявлением о пересмотре и перерасчете начисленной 1 октября. 2019 года пенсии по старости, заявление оставлено без удовлетворения. Впоследствии она также обращалась к ответчику о пересмотре установленной пенсии, но безрезультатно. Отказ в перерасчете пенсии нарушает ее законные права и обязанности.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Макаровой Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Макаровой Л.А. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Макарова Л.А. ссылаясь на незаконность принятых судебных актов просит о их отмене, повторно приводя заявленные ранее в исковом заявлении доводы.
В судебном заседании стороны и их представители не присутствовали, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу истца не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости, установленной с 1 октября 2019 года в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N400-ФЗ).
При расчете пенсии пенсионным органом при оценке пенсионных прав истца использовался вариант, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный вариант, в соответствии с которым период обучения не был учтен период учебы истца в техникуме с 01.09.1979 по 30.06.1982 года.
Страховой стаж истца (без учета периода учебы) для конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года составил 19 лет 4 месяца 10 дней, страховой стаж до 1 января 1991 года - 8 лет 4 месяца 12 дней. Соотношение заработков установлено в размере 1, 2.
Фиксированная выплата к страховой пенсии назначена ответчиком в размере 5 334, 19 рублей.
Размер страховой пенсии по старости Макаровой Л.А. с 01 октября 2019 года составил 13 792, 63 рублей, где 5334, 19 рублей фиксированная выплата и 8458, 44 рублей - страховая часть трудовой пенсии.
С учетом иных повышений, размер страховой пенсии по старости с 01 января 2021 года установлен в размере. 16 973, 51 рублей, где 6 564, 31 рублей фиксированная выплата к страховой пенсии и 10 409, 20 рублей страховая часть трудовой пенсии.
Проверив варианты оценки пенсионных прав истца по пункту 3 и пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ, по которым пенсия истца, рассчитанная по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 01 января 2021 года составила 16 973, 51 рублей, а по пункту 4 статьи 30 указанного Федерального закона по состоянию на эту же дату - 14 098, 51 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет пенсии истцу произведен правильно, по наиболее выгодному для него варианту.
При этом расчетный пенсионный капитал, определенный по состоянию на 01 января 2002 года, был увеличен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 года N152 на коэффициент индексации 1, 307 и в дальнейшем он не подлежит применению к страховым взносам, начисленным после этой даты. С учетом того, что истец не проживала по состоянию на 31.12.2001 и после этой даты и не имела необходимой продолжительности работы в районах Крайнего севера и в приравнённых к ним местностях, то оснований к применению повышенного соотношения среднемесячных заработков, установленных пунктом 3 статьи 30 названного закона, при определении размера пенсии, включая фиксированную выплату к страховой пенсии, установленной статьей 16 Закона N400-ФЗ, не имеется, как и не имеется предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ иных оснований для ее повышения в том числе с учетом районного коэффициента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Макаровой Л.А, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленном доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал правомерный вывод, что при оценке застрахованных прав истца и определении размера ее пенсии, пенсионным органом права истца не нарушены, поскольку применен наиболее выгодный для истца вариант расчета трудовой пенсии.
Судебная коллегия кассационного суда находит указанные выводы правильными, соответствующими нормам материального права, регулирующими спорные правоотношения и обстоятельствам настоящего дела.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу части 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент, учитываемый при определении размера страховой пенсии, за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года определяется путем расчета размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится с применением расчетного пенсионного капитала.
В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Статьей 30 Федерального закона N173-ФЗ для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, оценка пенсионных прав и их конвертация в расчетный пенсионный капитал производится с учетом положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 01 января 2002 г. С 01 января 2002 г. на размер страховой пенсии влияет сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию. Включение в общий трудовой стаж периодов обучения не предусмотрено.
Согласно пункту 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере
Таким образом, учет периода учебы для целей профессиональной подготовки в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях" при подсчете трудового стажа для целей оценки пенсионных прав не предусмотрен.
Период профессионального обучения засчитывается в трудовой стаж только при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях", определяемого по иной формуле.
Как было установлено судами, ответчиком при оценке пенсионных прав истца использовался как наиболее выгодный вариант, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым период обучения не учитывается. В случае оценки пенсионных прав истца по правилам пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где период обучения в школе милиции может быть зачтен, размер получаемой истцом пенсии уменьшится.
Возможность одновременного применения формул подсчета стажа при определении размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ действующее законодательство не предусматривает.
В этой связи являются верными выводы судов об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии истца с учетом спорного периода.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При ликвидации организации справки о периодах работы могут быть выданы соответствующим государственным (муниципальным) органом, например архивным учреждением, а также организацией - не правопреемником, в учредительных документах которой содержатся положения об ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированной организации, не имеющей правопреемников.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Повышенное соотношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате установлено для лиц, проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года, к числу которых истец, вопреки доводам жалобы не относится.
Как следует из материалов дела, размер трудовой пенсии определялся на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном толковании норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не применил "уральский" коэффициент при установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии основаны на ошибочном понимании действующего законодательства.
Согласно нормам статьи 16 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 50%.
Согласно части 9 статьи 17 Закона N400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В соответствии с частью 10 статьи 17 Закона N400-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с 1 января 2019 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом N400-ФЗ, устанавливается в сумме, равной 5334, 19 рублей.
Вопреки доводам кассационной жалобы Республика Башкортостан не включена в соответствующий Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N12 (действовавший на момент назначения пенсии истцу).
Иных, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N400-ФЗ оснований для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе с учетом применения "уральского" коэффициента из материалов дела не усматривается.
Выводы судов в указанной части также мотивированы, основаны на исследованных доказательствах и действующих нормах материального права, оснований не согласиться с которыми по доводам жалобы не усматривается.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о необходимости увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии с учетом стажа, неверном применении законодательства во времени, неверной конвертации пенсионных прав и как следствие неверном определении размера пенсии были предметом подробного рассмотрения судов. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи С.М. Тарасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.