Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К, судей Кизирбозунц Т.Т, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Прокурора Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июля 2022 года по гражданскому делу N 2(1)-28/2022 по иску Бузулукского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации города Бузулука, Управлению имущественных отношений администрации города Бузулука о возложении обязанности привести в надлежащее состояние защитное сооружение гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Осиповой С.К, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Чернышеву Г.Ю, поддержавшей кассационное представление, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бузулукский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным иском к Муниципальному унитарному предприятию города Бузулука "Жилищно-коммунальное хозяйство N 2" (далее - МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука).
В обоснование иска указал, что Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка в области исполнения законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны.
На территории г. Бузулука расположено убежище с инвентарным номером N, по адресу: "адрес", которое является объектом муниципальной собственности. Убежище передано в хозяйственное ведение МУП ЖКХ N2 г. Бузулука и находится на его балансе.
В результате проверки убежища выявлены нарушения:
- не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно-герметическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней); нарушена герметизация убежища, отсутствует средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны (пункт 3, пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; пункты 1.7, 1.8, 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; пункты 2, 3, 5, 6, 9 приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время";
-инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны находится в неисправном состоянии, системы вентиляции и водоснабжения убежища находятся в неисправном состоянии, (пункты 3, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309; пункты 1.7, 1.8, 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; пункты 2, 3, 5, 6, 9 приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время";
- не осуществляется техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения гражданской обороны- убежища инвентарный номер 514, расположенного на территории (пункты 10, 13 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309; пункты 5.1.1-5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; пункты 5, 6, 9 приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время").
Объект представляет собой отдельно стоящее сооружение вспомогательного назначения - убежище (противорадиационное укрытие) III класса вместимостью 150 человек общей площадью "данные изъяты" кв. м, введён в эксплуатацию в 1987 году.
Прокурор просил обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие N, расположенное по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, путём поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны, обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно-герметическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней), восстановления герметизации и гидроизоляции убежища, приведения инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, обеспечения средствами связи и оповещения, обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация города Бузулука (далее - Администрация г. Бузулука), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Определением суда от 6 декабря 2021 года заменён ненадлежащий ответчик МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука на надлежащего ответчика - Администрацию города Бузулука.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2022 года исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Бузулука удовлетворены. На Администрацию г. Бузулука возложена обязанность в течение восемнадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие N, расположенное по адресу: "адрес" в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, путём поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны, обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно-герметическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней), восстановления герметизации и гидроизоляции убежища, приведения инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, обеспечения средствами связи и оповещения, обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июля 2022 года решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2022 года отменено, в части удовлетворения исковых требований Бузулукского межрайонного прокурора, постановлено новое решение об отказе в иске к Администрации г. Бузулука.
В кассационном представлении прокурором Оренбургской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Администрация г.Бузулука просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационного представления и отмены апелляционного определения.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Бузулука от 11 сентября 2013 N "О закреплении на праве хозяйственного ведения", закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука, объект недвижимости - помещение, назначение: нежилое, общей площадью "данные изъяты" кв.м подвал, по адресу: "адрес"
Данный объект принадлежит муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Бузулуку и Бузулукскому, Грачёвскому и Курманаевскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области. Проверены защитные сооружения гражданской обороны на предмет поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению.
В ходе проверки установлено, что согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны N, объект недвижимости - убежище общей площадью "данные изъяты" кв. м. вместимостью 150 человек, расположенный по адресу: "адрес", принят в эксплуатацию 12 августа 1987 года.
В результате проверки убежища выявлены указанные выше нарушения, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с указанным иском.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к Администрации г. Бузулука суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по приведению убежища в состояние, соответствующее требованиям Правил лежит на собственнике объекта - Администрации г. Бузулука.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по приведению убежища в состояние, соответствующее требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 N; приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", лежит на МУП ЖКХ N 2, поскольку защитное сооружение администрацией г. Бузулука закреплено за ним на праве оперативного управления.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
В апелляционном определении суд сослался на статью 296 ГК РФ "Право оперативного управления", статью 298 ГК РФ "Распоряжение имуществом учреждения" и указал, что данными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает и обязанности по его содержанию.
Нормы статей 296, 298 ГК РФ закрепляют положения о праве оперативного управления для учреждений и казенных предприятий, тогда как МУП ЖКХ N 2 является муниципальным унитарным предприятием.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N, собственником помещения по адресу "адрес", является муниципальное образование город Бузулук.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается право муниципальной собственности муниципального образования г. Бузулук, при этом в выписке отсутствуют сведения о закреплении указанного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ N 2.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данные требования закона суд апелляционной инстанции не учел, фактически освободив собственника от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества.
Кроме того, поскольку прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по соблюдению законодательства в области гражданской обороны, суду надлежало установить, какие обязательства и в соответствии с каким нормативным документом возложена на МУП ЖКХ N 2 в данной области.
В апелляционном определении суд пришёл к выводу, что с момента передачи защитного сооружения гражданской обороны МУП ЖКХ N 2 на праве хозяйственного ведения, именно у данного юридического лица возникла обязанность по его надлежащему содержанию и эксплуатации.
Вместе с тем, в постановления Администрации г. Бузулука от 11 сентября 2013 года N "О закреплении на праве хозяйственного ведения", не указано, что переданное МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука, объект недвижимости - помещение, назначение: нежилое, общей площадью "данные изъяты" кв.м подвал, по адресу: "адрес", передается именно как объект гражданской обороны - убежище.
Согласно справки Администрации г.Бузулука следует, что МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука не имеет мобилизационного задания, не отнесено к категории по гражданской обороне и расположено на территории, не отнесенной к группе по ГО (л.д.65).
Укрытие персонала в убежище не представляется возможным, так как защитное сооружение находится на расстоянии 7 км от территории объекта МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука (л.д.63).
Судом апелляционной инстанции в нарушение требований статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка тому, что акт приема-передачи МУП ЖКХ N 2 г. Бузулука спорного помещение именно как объекта гражданской обороны не составлялся, не установлено в каком состоянии было передано защитное сооружение гражданской обороны на дату передачи помещения.
Таким образом, судом апелляционной инстанции по делу не выполнены требования процессуального законодательства, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и нормы закона, которыми следует руководствоваться при разрешении спора, надлежащим образом не определены, бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылались стороны, не распределено, а вывод суда по существу спора не основан на имеющихся в деле доказательствах и не соответствует обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июля 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий С.К.Осипова
Судьи Т.Т.Кизирбозунц
Е.С.Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.