Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Ившиной Т.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цветовой Татьяны Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-834/2022 по иску Цветовой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Цветова Т.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ОПФР по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, мотивируя тем, что 07 октября 2021 года она обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости, решением от 20 октября 2021 года N ей было отказано. Ответчик отказал включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды её работы в должности педагога-психолога в МБОУ "Детский сад компенсирующего вида N91 "Снегурочка" с 26 сентября 2005 года по 30 сентября 2012 года. Она не согласна с решением ответчика, так как оно не основано на законодательстве и судебной практике, при этом, привела доводы в обоснование требований по тексту иска.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2022 года исковые требования Цветовой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2022 года отменено и принято новое об отказе в заявленных требованиях.
В кассационной жалобе с дополнениями, поданной заявителем Цветовой Т.В, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с дополнениями, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Цветова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 05 октября 2021года обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 20 октября 2021 года Цветовой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
Из решения пенсионного органа установлено, что последний определилпо состоянию на дату обращения (05 октября 2021 года) продолжительность специального стажа истца - 18 лет 9 месяцев 5 дней; указал, что требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.
В специальный стаж Цветовой Т.В. пенсионным органом не был засчитан ряд периодов, в том числе с 26 сентября 2005 года по 30 сентября 2012 года - работы в должности педагога-психолога в МДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка" со ссылкой на п. 11 Правил от 29 октября 2002 года N 781 и выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки представленных доказательств пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность педагога-психолога, а пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида. Фактически судом была установлена тождественность учреждения "детский сад компенсирующего вида" детскому саду - "специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что должностные обязанности истца как педагога-психолога МДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка" аналогичны тем, что осуществляют лица указанных профессий в специальных (коррекционных) детских садах.
С данным выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что работа в должности педагога-психолога в образовательном учреждении - детский сад компенсирующего вида не включается в стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Выводы суда со ссылкой на должностные обязанности истца о том, что фактически выполнявшаяся Цветовой Т.В. в спорный период работа соответствовала должностным обязанностям педагога-психолога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, нельзя признать состоятельной, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности или учреждения, имеющих неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию учреждения и должности, содержащихся в списках, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Вопрос о тождественности должностных обязанностей, выполняемых Цветовой Т.В. в детском саду компенсирующего вида функциям, условиям и характеру деятельности педагога-психолога в специальном (корректирующем) образовательном учреждении, которое дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования должности или учреждения, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Так же суд апелляционной инстанции указал, что из имеющихся в материалах дела документов о работе истца в спорный период в учреждении нельзя сделать вывод о том, что она была занята с детьми, для которых создаются, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Из Устава Учреждения, утвержденному 23 декабря 1994 года установлено, что Учреждение являлось дошкольным образовательным учреждением: ясли-сад N 91 "Снегурочка", осуществляло деятельность в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации.
В Уставе Учреждения от 26 декабря 2006 года указано, что МДОУ детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка" работает по программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста; в своей деятельности руководствуется в том числе Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
В Уставе Учреждения от 10 октября 2011 указано, что Учреждение является социально-ориентированной некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыли между участниками; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного школьного образования; действует в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей; руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что включение периода работы Цветовой Т.В. в должности педагога-психолога в МДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка" в специальный стаж и назначение ей досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать правомерным, в связи с чем решение отменено и принято новое об отказе в заявленных требованиях.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы истца.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В пункте 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 года указано, что работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пункт 1.7 раздела "Наименование учреждений" в данном перечне не указан. В пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания.
Доводы кассационной жалобы, что несмотря на переименования МДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 91 "Снегурочка" являлся по своему направлению деятельности именно коррекционным учреждением в части осуществления педагогический деятельности воспитанников с тяжелыми отклонениями в развитии речи, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин.
Доводы, заявленные истцом, не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства и давать им оценку.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно исключил указанный спорный период работы истца из подсчета педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при вынесении апелляционного определения по настоящему делу допущены не были.
Кассационная жалоба с дополнениями истца не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора в обжалуемой части.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя истца.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цветовой Татьяны Владимировны без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.