Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кукиной Ларисы Александровны на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-2656/2022 по иску Кукиной Ларисы Александровны к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кукина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что решением ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 02 декабря 2021 года N Кукиной Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду не признания выработки заявителем требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности по состоянию на 21 ноября 2021 года, который согласно решению пенсионного органа составил 23 года 8 месяцев 17 дней.
При этом в стаж на соответствующих видах работы не были включены следующие периоды работы: с 12 марта 2011 года по 31 мая 2011 года (81 день), с 17 октября 2015 года по 19 октября 2015 года (3 дня), с 31 октября 2015 года по 01 ноября 2015 года (2 дня), с 06 ноября 2015 года по 09 ноября 2015 года (4 дня), с 14 ноября 2015 года по 30 ноября 2015 года (17 дней), с 10 декабря 2015 года по 25 января 2016 года (47 дней), с 01 февраля 2016 года по 03 апреля 2016 года (63 дня), 16 апреля 2016 года по 04 мая 2016 года (19 дней), с 24 сентября 2016 года по 25 сентября 2016 года (2 дня), с 01 октября 2016 года по 02 октября 2016 года (2 дня), с 15 октября 2016 года по 31 октября 2016 года (17 дней), с 08 ноября 2016 года по 13 ноября 2016 года (6 дней), с 29 ноября 2016 года по 08 января 2017 года (41 день), с 21 января 2017 года по 22 января 2017 года (2 дня), с 18 февраля 2017 года по 26 февраля 2017 года (9 дней), с 04 марта 2017 года по 14 марта 2017 года (11 дней), с 25 марта 2017 года по 26 марта 2017 года (2 дня), с 28 марта 2017 года по 10 апреля 2017 года (14 дней), с 15 апреля 2017 года по 09 мая 2017 года (25 дней), с 15 июля 2017 года по 10 октября 2017 года (88 дней), с 20 декабря 2017 года по 31 января 2018 года (43 дня), с 15 февраля 2018 года по 18 февраля 2018 года (4 дня), с 08 марта 2018 года по 14 марта 2018 года (7 дней), с 31 марта 2018 года по 02 апреля 2018 года (3 дня), с 07 апреля 2018 года по 12 апреля 2018 года (6 дней), с 28 апреля 2018 года по 06 мая 2018 года (9 дней), с 01 июня 2018 года по 24 июля 2018 года (54 дня), с 04 августа 2018 года по 28 августа 2018 года (25 дней), с 08 сентября 2018 года по 09 сентября 2018 года (2 дня), с 02 сентября 2019 года по 12 сентября 2019 года (11 дней), с 29 октября 2019 года по 31 октября 2019 года (3 дня), а всего 519 дней, периоды работы на 0, 83 ставки. С 21 августа 1998 года по 27 мая 2001 год (1111 дней) в должности воспитателя детского сада N 28, поскольку в уставе дошкольного образовательного
учреждения N 28 от 30 апреля 1998 года, зарегистрированного Постановлением главы администрации города Чистополя и Чистопольского района от 30 апреля 1998 года N 782 указан только вид учреждения ДОУ, но не указан тип учреждения. Указывается, что факт педагогической деятельности заявителя в вышеуказанные периоды в детском образовательном учреждении пенсионным органом не оспаривается, ответчик ссылается на отсутствие выработки нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, ответчиком не оспаривается факт выполнения нормы рабочего времени в указанные периода на 83% процента рабочего времени заявителем. Факт педагогической деятельности заявителя в оспариваемые периоды в детском образовательном учреждении ответчиком не оспаривается, доводов об оспаривании документов, представленных заявителем при подаче обращении не представлено, следовательно, единственным основанием явился факт отсутствия в уставе учреждения наименования типа этого учреждения, что не является основанием для исключения данного периода работы из специального педагогического стажа. Таким образом, все вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. Расчёт специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости: 1 пункт: в сумме 519 = 17 месяцев 9 дней = 1 год 5 месяцев 9 дней. 2 пункт: 1111 дней = 37 месяцев 1 день = 3 года 1 месяц 1 день. Общая сумма спорного стажа, подлежащего включению в специальный стаж педагогической деятельности по двум пунктам: 1 год 5 месяцев 9 дней + 3 года 1 месяц 1 день = 4 года 6 месяцев 10 дней. Таким образом, по состоянию на 21 ноября 2021 года заявителем выработан специальный трудовой стаж в размере 23 года 8 месяцев 17 дней + спорные 4 года 6 месяцев 10 дней = 28 лет 4 месяца 27 дней.
Право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с выработкой специального педагогического стажа в 25 лет возникло 25 июня 2018 года, поскольку заявитель обратилась за назначением пенсии 21 ноября 2021 года, то к назначению и выплате досрочная страховая пенсия по старости в связи с выработкой специального педагогического стажа подлежала с 21 ноября 2021 года. Руководствуясь изложенным, истец Л.А. Кукина просит суд обязать ответчика ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости Л.А.
Кукиной периоды её работы: с 12 марта 2011 года по 31 мая 2011 года (81 день), с 17 октября 2015 года по 19 октября 2015 года (3 дня), с 31 октября 2015 года по 01 ноября 2015 года (2 дня), с 06 ноября 2015 года по 09 ноября 2015 года (4 дня), с 14 ноября 2015 года по 30 ноября 2015 года (17 дней), с 10 декабря 2015 года по 25 января 2016 года (47 дней), с 01 февраля 2016 года по 03 апреля 2016 года (63 дня), 16 апреля 2016 года по 04 мая 2016 года (19 дней), с 24 сентября 2016 года по 25 сентября 2016 года (2 дня), с 01 октября 2016 года по 02 октября 2016 года (2 дня), с 15 октября 2016 года по 31 октября 2016 года (17 дней), с 08 ноября 2016 года по 13 ноября 2016 года (6 дней), с 29 ноября 2016 года по 08 января 2017 года (41 день), с 21 января 2017 года по 22 января 2017 года (2 дня), с 18 февраля 2017 года по 26 февраля 2017 года (9 дней), с 04 марта 2017 года по 14 марта 2017 года (11 дней), с 25 марта 2017 года по 26 марта 2017 года (2 дня), с 28 марта 2017 года по 10 апреля 2017 года (14 дней), с 15 апреля 2017 года по 09 мая 2017 года (25 дней), с 15 июля 2017 года по 10 октября 2017 года (88 дней), с 20 декабря 2017 года по 31 января 2018 года (43 дня), с 15 февраля 2018 года по 18 февраля 2018 года (4 дня), с 08 марта 2018 года по 14 марта 2018 года (7 дней), с 31 марта 2018 года по 02 апреля 2018 года (3 дня), с 07 апреля 2018 года по 12 апреля 2018 года (6 дней), с 28 апреля 2018 года по 06 мая 2018 года (9 дней), с 01 июня 2018 года по 24 июля 2018 года (54 дня), с 04 августа 2018 года по 28 августа 2018 года (25 дней), с 08 сентября 2018 года по 09 сентября 2018 года (2 дня), с 02 сентября 2019 года по 12 сентября 2019 года (11 дней), с 29 октября 2019 года по 31 октября 2019 года (3 дня), а всего 519 дней, периоды работы на 0, 83 ставки. С 21 августа 1998 года по 27 мая 2001 год (1111 дней).
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, назначить Кукиной Ларисе Александровне, досрочную страховую пенсию по старости, с учетом вышеуказанных периодов работы, с 21 ноября 2021 года.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 14 апреля 2022 года исковые требования Кукиной Ларисы Александровны к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворены в части.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2022 года решение Вахитовского районного суда г. Казани от 14 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Кукиной Л.А, ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, решением ПФР от 2 декабря 2021 года N Кукиной Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет педагогической деятельности по состоянию на 21 ноября 2021 года, который, согласно решению пенсионного органа, составил 23 года 8 месяцев 17 дней.
В специальный страховой стаж на соответствующих видах работы не были включены периоды: с 12 марта по 31 мая 2011 года (81 день), с 17 по 19 октября 2015 года (3 дня), с 31 октября по 1 ноября 2015 года (2 дня), с 6 по 9 ноября 2015 года (4 дня), с 14 по 30 ноября 2015 года (17 дней), с 10 декабря 2015 года по 25 января 2016 года (47 дней), с 1 февраля по 3 апреля 2016 года (63 дня), с 16 апреля по 4 мая 2016 года (19 дней), с 24 по 25 сентября 2016 года (2 дня), с 1 по 2 октября 2016 года (2 дня), с 15 по 31 октября 2016 года (17 дней), с 8 по 13 ноября 2016 года (6 дней), с 29 ноября 2016 года но 8 января 2017 года (41 день), с 21 по 22 января 2017 года (2 дня), с 18 по 26 февраля 2017 года (9 дней), с 4 по 14 марта 2017 года (11 дней), с 25 по 26 марта 2017 года (2 дня), с 28 марта по 10 апреля 2017 года (14 дней), с 15 апреля по 9 мая 2017 года (25 дней), с 15 июля по 10 октября 2017 года (88 дней), с 20 декабря 2017 года по 31 января 2018 года (43 дня), с 15 по 18 февраля 2018 года (4 дня), е 8 по 14 марта 2018 года (7 дней), с 31 марта по 2 апреля 2018 года (3 дня), с 7 но 12 апреля 2018 года (6 дней), с 28 апреля по 6 мая 2018 года (9 дней), с 1 июня по 24 июля 2018 года (54 дня), с 4 по 28 августа 2018 года (25 дней), с 8 по 9 сентября 2018 года (2 дня), со 2 по 12 сентября 2019 года (11 дней), с 29 по 31 октября 2019 года (3 дня). Всего 519 дней работы на 0, 83 ставки.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца частично, суд исходил из того, что в силу общих правил, установленных пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 годаN 516 и применяющихся в части, не урегулированной Правилами N 781, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются в специальный стаж только при условии ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени). Поскольку доказательств работы истца на полную ставку воспитателя представлено не было, суд пришел к выводу о законности отказа пенсионного органа во включении в специальный стаж спорных периодов работы истца воспитателем в детском саду на 0, 83 ставки.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (п. 4).
В соответствии с трудовой книжкой истца, приказом работодателя Чистопольского гороно от 25 января 1993 года N 5 Кукина Л.А. в порядке перевода принята воспитателем в д/с N 28.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и сведений о страховом стаже установлено, что индивидуальные сведения на истца за оспариваемые периоды работы представлены работодателем с указанием ставки 0.83.
На запрос суда апелляционной инстанции работодателем были предоставлены приказы о замещении Кукиной Л.А. должностей других воспитателей детского сада на 0.29 и 0, 49 ставки в периоды с 9 по 11 января 2017 года, 12 января 2017 года, с 23 по 31 января 2017 года, с 1 по 8 февраля 2017 года, с 9 по 17 февраля 2017 года, с 27 по 28 февраля 2017 года, с 1 по 3 марта 2017 года, с 15 по 24 марта 2017 года, с 27 по 31 марта 2017 года, с 11 по 14 апреля 2017 года, с 10 по 31 мая 2017 года. При суммировании ставки истца и замещений должностей преподавателей, находившихся на больничных, Кукина Л.А. в указанные периоды выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что указанные периоды в общем количестве 76 дней включены пенсионным органом в специальный педагогический стаж истца в бесспорном порядке, что отражено в данных о стаже.
Выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в иные заявленные истцом периоды работы не подтверждено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при изложенных обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж работы истца заявленных периодов работы у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы истца в части отказа во включении периодов работы истца на 0, 83 ставки.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 4 которых, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида (пункты 5, 6 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании").
Аналогичное положение о продолжительности рабочего времени педагогических работников содержится в статье 333 Трудового кодекса РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 4 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Закона N 27-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом не установлено, что истец выработала в спорные периоды полную ставку воспитателя, а напротив из представленных доказательств достоверно установлено, что в оспариваемые периоды истица не выработала педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, выводы судов об отказе во включении в льготный стаж указанных периодов работы являются обоснованными.
Между тем, доводы кассационной жалобы, что несмотря на то, что не все спорные периоды включены судом, у нее имеется педагогический стаж более 25 лет на момент обращения к ответчику, указав, что ответчик на 21 ноября 2021 года признал стаж в 23 года 8 месяцев 17 дней, и суд включил период 2 года 9 месяцев 17 дней, данные доводы заслуживают внимание.
Суд первой инстанции указал, что на момент обращения к ответчику на 21 ноября 2021 года у истца отсутствовал право на назначение пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на момент рассмотрения вопроса ответчиком) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Суд с учетом вышеуказанных разъяснений, не проверил когда истец выработал 25 летний стаж, а также не оценил вопрос о возможности назначения пенсии с учетом 25 летнего стажа с применением положений части 1.1 статьи 30 ФЗ-400 на момент рассмотрения требований.
Суд апелляционной инстанции не устранил указанные нарушения, с учетом изложенного обжалуемые решение и апелляционное определение в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, подлежит отмене, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку оно принято в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2022 года отменить в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд г. Казани.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.