Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Тураевой Т.Е, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2161/2022 по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со дня обращения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 02 июля 2014 года обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, в этом было отказано со ссылкой на отсутствие 15 летнего стажа. В стаж государственной службы Республики Татарстан не включён период работы истца в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера), поскольку указанный период не был включен в реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, он обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Решением Ново- Савиновского районного суда г. Казани от 26 января 2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан было отказано.
Впоследствии он получил из Государственного архива Республики Татарстан архивную справку от 24 февраля 2021 года N 258-2021, согласно которой в документах архивного фонда Аппарата Президента Республики Татарстан в изменениях к реестрам государственных гражданских служащих районных управлений сельского хозяйства и продовольствия от 9 апреля 2001 года значится ФИО1, главный специалист (начальника отдела - главный бухгалтер) отдела финансирования и бухучёта Управления сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с октября 1998 года.
Он обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 26 января 2015 года по вновь открывшимся обстоятельствам, однако определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 13 июля 2021 года в удовлетворении заявления было отказано.
Он повторно обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет государственного служащего Республики Татарстан, однако решением ответчика от 5 января 2022 года N 27-13/13 в назначении искомой пенсии повторно было отказано, в стаж государственной службы Республики Татарстан период работы истца в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) повторно не был включен.
С отказом в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан истец не согласен, ссылается на то, что архивная справка от 24 февраля 2021 года N 258-2021 подтверждает, что он в период работы в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан. В этой связи истец полагает, что приобрел право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, поскольку его стаж государственной гражданской службы превышает 15 лет.
ФИО1 просил суд: признать незаконным решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 января 2022 года N 27-13/13 об отказе в назначении пенсии по выслуге лет государственного служащего Республики Татарстан;
обязать ответчика включить период работы в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан;
признать право истца на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и обязать ответчика назначить истцу указанную пенсию со 2 июля 2014 года.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 сентября 2022 г. в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение суда и апелляционное определение, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований истца и:
1. Признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 05 января 2022 года N 27-13/13 об отказе в назначении пенсии незаконным;
2. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включить в трудовой стаж периоды работы истца с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учёта, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно - ревизионной работы Кукморского управления сельского хозяйства и продовольствия, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан;
3. Признать за истцом право на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложить на ответчика обязанность назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан начиная со 02 июля 2014 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также - граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также - должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:
1) наличия стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Закону;
2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;
3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона.
В пункте 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N3-3PT "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" указано, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе:
1) государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
2) государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством;
3) должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы;
4) должностей сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемых в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемых в соответствии с федеральным законом;
6) должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с федеральным законом;
7) выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы;
8) должностей в профсоюзных органах, занимаемых работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом;
9) должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей: а) в центральных, республиканских, областных и районных (городских) органах КПСС, а также в парткомах на предприятиях, организациях с правами райкомов до 6 ноября 1991 года включительно; б) в аппаратах республиканских и местных профсоюзных органов до 26 октября 1990 года включительно;
10) должностей руководителей, специалистов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах Республики Татарстан с 1 января 2001 года по 31 марта 2013 года включительно;
11) должностей руководителей, специалистов пенсионного отдела по Советскому району города Казани Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан с 1 августа 1995 года по 31 декабря 2000 года включительно.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 02 июля 2014 года ФИО1 обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
Решением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан от 24 сентября 2014 года N 40/314 в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан отказано в связи с отсутствием у ФИО1 15-летнего стажа.
Уведомлением ответчика от 03 октября 2014 года истец был извещен об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
Согласно данному уведомлению в соответствии с письмом Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан от 26 августа 2014 года в период работы ФИО1 в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) не был включен в реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, в связи с чем указанный период не включается в стаж государственной службы Республики Татарстан.
Вступившим в законную силу решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 26 января 2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан незаконным, возложении обязанности включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со дня обращения отказано.
Согласно архивной справке государственного бюджетного учреждения "Государственный архив Республики Татарстан" от 24 февраля 2021 года N 2582021 в документах архивного фонда Аппарата Президента Республики Татарстан в изменениях к реестрам государственных гражданских служащих районных управлений сельского хозяйства и продовольствия от 9 апреля 2001 года значится ФИО1, главный специалист (начальника отдела - главный бухгалтер) отдела финансирования и бухучёта Управления сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с октября 1998 года.
ФИО1 обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Ново- Савиновского районного суда города Казани от 26 января 2015 года по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь в обоснование на то, что архивная справка от 24 февраля 2021 года N 258-2021 подтверждает факт включения в реестр государственных гражданских служащих.
Определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 13 июля 2021 года в удовлетворении заявления ФИО1 о пересмотре решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 26 января 2015 года по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
ФИО1 повторно обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
Решением ответчика от 5 января 2022 года N 27-13/13 в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан отказано.
Отказывая в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, ответчик исходил из того, что согласно письму Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан от 26 августа 2014 года N 11-9993 истец в период работы в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, в связи с чем указанный период не включается в стаж государственной службы и из-за отсутствия у истца 15-ти летнего стажа государственной гражданской службы право на пенсию за выслугу лет он не имеет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 26 января 2015 года по делу N 2-859/15 установлено, что в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан ФИО1 был включен именно 9 апреля 2001 года. По мнению суда обстоятельства, установленные указанным решением суда, принятым между теми же сторонами и имеющим для сторон обязательную силу, не могут быть переоценены в ходе настоящего дела и не требуют повторного доказывания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами первой инстанции, дополнительно указав, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года, оставившим без изменения решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 26 января 2015 года, установлено, что Департаментом государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан ведётся Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан с 1 января 1997 года. Также данным определением установлено, что на 01 октября 1998 года, ФИО1 не соответствовал квалификационным требованиям, установленным законодательством, потому Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан истец был включён в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан 09 апреля 2001 года. В период с 01 октября 1998 г. по 08 апреля 2001 г. истцу не был присвоен классный чин.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы об обоснованности заявленных требований, повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, поддержанную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, в целом направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не согласие с установленными по делу обстоятельствами, между тем, глава 41 ГПК РФ не наделяет суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке имеющихся в деле доказательств и установление по делу иных обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам, изложенным в жалобе, не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.