Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Тураевой Т.Е, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-1920/2022 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что проходил службу в органах противопожарной службы, уволен 5 декабря 2019 года по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 28 апреля 2014 года он с составом семьи из 3 человек был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако решением комиссии N 61 от 18 февраля 2022 года снят с соответствующего учёта по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной законом учетной нормы 15 кв.м, а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью получения социальной выплаты в большем размере.
Считает данное решение комиссии незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, поскольку ни он, ни члены его семьи не совершали действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий.
ФИО1 просил признать незаконным решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике N 61 от 18 февраля 2022 года о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ответчика восстановить истца на учете для получения указанной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 августа 2022 г. постановлено: "Признать незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 61 от 18.02.2022 года в части снятия ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение суда и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учёта для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Чувашской Республике, является подполковником внутренней службы в отставке, имеет выслугу лет в календарном исчислении 21 год 6 месяцев 5 дней.
На основании решения о предоставлении жилого помещения от 12 ноября 2008г. N5 ФИО1 и членам его семьи ФИО2 и ФИО3 согласно договору найма служебного помещения N18 от 01 декабря 2008г. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 31, 28 кв. м.
На учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец состоит с 28 января 2014 года (протокол от 28 апреля 2014 года N 9), принят на учёт с составом семьи 3 человека (ФИО1, его супруга ФИО2, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
По состоянию на 28 января 2014г. ФИО1 был зарегистрирован в служебной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 31, 28 кв.м, а его супруга ФИО2 и сын ФИО3 были зарегистрированы по адресу: "адрес", комн. 8 и 9 в общежитии, являющихся муниципальной собственностью, которые были предоставлены матери ФИО2 - ФИО4 В данных комнатах на членов семьи истца приходилось 8, 73 кв.м.
11 сентября 2014 г. ФИО2 и ФИО3 снялись с регистрационного учёта в общежитии и зарегистрировались в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
06 мая 2016г. у семьи ФИО11 родился сын ФИО5, а ДД.ММ.ГГГГг. - дочь ФИО6
В связи с прекращением служебного контракта и необходимостью освобождения служебного помещения 24 декабря 2019г. ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес" зарегистрировался вместе со своей семьей по адресу: "адрес".
Решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (протокол N 61) от 18 февраля 2022 года ФИО1 снят с учёта для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об утрате оснований для получения единовременной социальной выплаты с 11 сентября 2014 года, а также сведений, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, совершенные 11 сентября 2014 года.
Как следует из данного решения в период с 11 сентября 2014 года до 06 мая 2016 года уровень обеспеченности ФИО1 жилыми помещениями составил более установленной законом учётной нормы 15 кв. м. Кроме того, совершенные членами семьи ФИО2 и ФИО3 действия по смене места жительства, произведенные 11 сентября 2014 года, являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, поскольку привели к утрате на занимаемые на праве социального найма 8, 73 кв. м.
На момент снятия ФИО1 с учета его семья состояла из 5 человек: сам ФИО1, его супруга ФИО2, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. "данные изъяты" зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 71, 3 кв. м, принадлежащей на праве собственности сестре истца ФИО7
Суд, проанализировав вышеприведенные нормы права, признал установленным факт совершения истцом и членами его семьи намеренных действий, ухудшающих жилищные условия и приведших к возможности приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть без вычета доли, ранее приходящейся на ФИО2 и ФИО3 в муниципальном жилье, что являлось основанием для снятия с учета на получение выплаты согласно подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Суд также установил, что в период с 11 сентября 2014 года до 06 мая 2016 года уровень обеспеченности жилыми помещениями истца ФИО1 и членов его семьи превысил 15 кв.м, на одного члена семьи и фактически ФИО1 утратил право для получения единовременной социальной выплаты, поскольку перестал соответствовать условиям части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что с момента намеренного ухудшения членами семьи ФИО1 жилищных условий до вынесения оспариваемого решения (18 февраля 2022) прошло более 7 лет, более 6 лет истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеет право на получение единовременной социальной выплаты, и у ответчика по состоянию на 18 февраля 2022 года отсутствовали основания для снятия истца с учета.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав, что на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность формировать и обновлять базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит предоставлению в Минфин ежегодно (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При этом суд принял во внимание, что с января 2014 года ФИО2 непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях и не скрывал от комиссии сведения об изменении места жительства членов его семьи, а также об изменении состава семьи в связи с рождением детей.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы о том, что семья истца намеренно ухудшила свои жилищные условия для получения выплаты в большем размере, в суде ФИО1 признавал, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" непригодным для проживания не признавалось, а смена места жительства его жены и ребенка связана в том числе, чтобы не участвовать в приватизации данного жилого помещения, ФИО1 в комиссию никакие сведения о изменении жилищных условий (смене места жительства и регистрации по месту жительства) не сообщал, так же и не сообщал, о изменении состава его семьи, выводов суда не опровергают и не влекут отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы о том, что истечение пятилетнего срока с даты совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, не является основанием для восстановления на учёте, являлись предметом оценки судов предыдущих инстанций, в связи с чем основанием к отмене решения суда и апелляционного определения не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.