Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Кириченко А.Д, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малышева Александра Петровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-2097/2022 по иску Малышева Александра Петровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о защите пенсионных прав, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Малышев А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ГУ-ОПФ РФ по Удмуртской Республике) о защите пенсионных прав. В обоснование заявленных исковых требований указал, что пенсионным органом ему с 26.02.2020 г..была назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Ижевске (межрайонное) по Удмуртской Республике (далее - ГУ-УПФ РФ в г..Ижевске по Удмуртской Республике, пенсионный орган) N 89072/20 от 19.01.2021 г..выплата ранее назначенной пенсии была прекращена ввиду отсутствия на момент обращения необходимого специального стажа работы. Данным решением пенсионным органом не засчитан в льготный стаж период работы Малышева А.П. с 01.06.1997 г..по 31.12.2012 г..Вместе с тем в спорный период истец работал монтером путей.
Льготных характер работы был подтвержден данными содержавшимися в индивидуальном лицевом счете за период с 05.09.1994 г..по 06.10.1995 г..и с 17.10.1995 г..по 31.12.2012 г..Данный льготный стаж составил требуемую продолжительность, что не оспаривалось пенсионным органом в момент назначения досрочной пенсии 26.02.2020 г..Истец полагает, что имеет право на досрочную пенсию и, следовательно, оспариваемым решением нарушено право Малышева А.П. на пенсионное обеспечение. С учетом уточнения исковых требований Малышев А.П. просил суд: признать незаконным решение пенсионного органа N 89072/20 от 19.01.2021 г..о прекращении выплаты страховой пенсии по старости Малышеву А.П, включить период работы с 01.06.1997 г..по 31.12.2012 г..в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать пенсионный орган назначить Малышеву А.Р. досрочную пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определением суда от 15.02.2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги".
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 мая 2022 года исковые требования Малышева А.П. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Ижевске по Удмуртской Республике от 19 января 2021 года N 89072/20 о прекращении выплаты Малышеву А.П. страховой пенсии по старости. Требования истца о включении в специальный страховой стаж периода работы с 1 июня 1997 года по 31 декабря 2012 года, и о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости оставлены без удовлетворения. С ОПФ РФ по Удмуртской Республике в пользу Малышева А.П. взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 мая 2022 года отменено. Суд апелляционной инстанции постановилновое решением, которым исковые требования Малышева А.П. оставил без удовлетворения в полном объеме.
Малышев А.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 мая 2022 года.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы монтером пути ОАО "Российские железные дороги" с 1 июня 1997 года по 31 декабря 2012 года, и назначить истцу страховую пенсию по старости, не обжалуется, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Представитель ГУ-ОПФ РФ по Удмуртской Республике Гарипова Н.И. направила в суд кассационной инстанции возражения на доводы жалобы. Просит апелляционное определение оставить без изменения, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" Набоких И.А. просит рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года по следующим основаниям.
Судом установлено, что Малышев А.П. работал монтером пути в периоды 05.09.1994 г. по 06.10.1995 г. на 23-й дистанции пути 20 линейного участка Горьковском железной дороги, с 17.10.1995 г. по 31.03.2007 г. - на 24-й дистанции пути Ижевского отделения Горьковской железной дороги, с 01.04.2007 г. по 31.05.2011 г. - цеха текущего содержания пути 9-го линейного участка эксплуатационного участка N 3, с 01.06.2011 г. по 30.06.2017 г. - линейного участка N 5.
Малышев А.П, 20.11.1961 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11.10.1999 г.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета льготный стаж Малышева А.П. с учетом спорных периодов работы монтером путей ОАО "РЖД" по состоянию на 01.01.2020 г. составил 17 лет 11 месяцев 26 дней.
26.02.2020 г. Малышев А.П. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом истец согласился о принятии пенсионным органом решения по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Решением ГУ-УПФ РФ г. Ижевске Удмуртской Республики N 0001/019-89072/20 от 27.02.2020 г. на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Малышеву А.П. была назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В период с 26.02.2020 г. по 31.01.2021 г. Малышев А.П. являлся получателем страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ г. Ижевске Удмуртской Республики от 19.01.2021г. N 89072/20 выплата Малышеву А.П. страховой пенсии по старости, назначенной на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", прекращена.
Основанием для принятия решения о прекращении выплаты послужила справка, уточняющая льготный характер работы от 30.12.2020 г. N 538/ок, представленная страхователем - Ижевской дистанцией инфраструктуры Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги", согласно которой льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Малышева А.П, в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, подтверждается за период с 17.10.1995 г. по 31.05.1997 г. на Игринском направлении 08 (околотке) однопутийного линейного участка направления Ижевск-Пибаньшур. Льготный стаж за период работы с 01.06.1997 г. по 31.12.2012 г. страхователь ОАО "Российские железные дороги" не подтверждает.
Разрешая спор и признавая решение ГУ-УПФ РФ в г. Ижевске по Удмуртской Республике от 19.01.2021 г. N 89072/20 незаконным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Право Малышева А.П. на досрочное назначение страховой пенсии по старости на протяжении длительного времени было подтверждено работодателем, соответствующие сведения о льготном характере работы истца были отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Малышева А.П. Именно на основании данных сведений (а не документов, представленных истцом) пенсионным органом и была назначена истцу досрочная страховая пенсия по старости.
Последующее предоставление работодателем иных сведений, проведение пенсионным органом документальной проверки, с установлением того, что участки на которых работал Малышев А.П, в том числе и в период с 01.06.1997г. по 31.12.2012 г. не относятся к участкам с интенсивным движением поездов, и как следствие корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета вопреки позиции ответчика не свидетельствует о противоправности поведения истца, не влечет за собой утрату пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию.
Ссылки представителя ответчика на пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд первой инстанции признал не состоятельными, основанными на неверном расширительном толковании норм материального права.
Оставляя исковые требования о включении Малышеву А.П. периодов работы с 01.06.1997 г. по 31.12.2012 г. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на пенсионный орган обязанности назначить Малышеву А.Р. досрочную пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на пенсионное обеспечение, восстановлено судом путем признания оспариваемого решения от 19.01.2021 г. незаконным, а поскольку решение пенсионного органа от 27.02.2020 г. является действующим, то и оснований для включения Малышеву А.П. периодов работы с 01.06.1997 г. по 31.12.2012 г. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на пенсионный орган обязанности назначить Малышеву А.Р. досрочную пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установлены обстоятельства, позволяющие в силу пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекратить выплату страховой пенсии истцу.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В период с 1 июня 1997 года по 31 декабря 2012 года Малышев А.Р. не был занят на работах на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на день назначения истцу пенсии в этой части являлись недостоверными, что подтверждается справкой ОАО "РЖД" от 30 декабря 2020 года N 538/ок, актом о результатах документальной проверки условий труда на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, от 19 мая 2021 года N 80, составленным специалистом-экспертом оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФ РФ в г. Ижевске, архивными справками от 8 октября 2014 года
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что наличие у Малышева А.Р. стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости, не подтверждено относимыми и допустимыми доказательствами. О данном обстоятельстве пенсионному органу стало известно после назначения истцу данной пенсии.
То обстоятельство, что в действиях Малышева А.Р. отсутствует противоправное поведение, основанием для сохранения выплаты истцу страховой пенсии по старости при отсутствии оснований для её назначения, по мнению суда апелляционной инстанции, являться не может.
Прекращение выплаты истцу пенсии произведено пенсионных органом не произвольно, а на основании полученных от работодателя Малышева А.Р. сведений о недостоверности ранее поданных им сведений о характере работы истца, которые были пенсионным органом проверены в установленном законом порядке и достоверно подтверждены представленными ему соответствующими документами, после изменения в лицевом счете истца сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых Малышеву А.Р. была назначена пенсия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал прекращение истцу выплаты страховой пенсии по старости правомерным и оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований не усмотрел.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: 1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим; 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона; 3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); 4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство; 5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17.11.2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (пункт 77 Правил выплаты пенсий).
Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовавшей до 19 февраля 2017 года - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 года N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
В силу пункта 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21 декабря 2016 года N 766н (действовавшей в период назначения истцу пенсии) индивидуальные сведения представляются страхователем на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, пункту 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21 декабря 2016 года N 766н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что страховая пенсия по старости была назначена Малышеву А.Р. бессрочно по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, истец каких-либо документов в пенсионный орган не предоставлял. Право Малышева А.П. на досрочное назначение страховой пенсии по старости на протяжении длительного времени (с 01.06.1997 г. по 31.12.2012 г.) подтверждалось работодателем и было подтверждено работодателем на дату назначения пенсионным органом пенсии, соответствующие сведения о льготном характере работы истца были отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Малышева А.П.
Правовых оснований для прекращения выплаты страховой пенсии по старости истцу в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права и не противоречат судебной практике Верховного Суда Российской Федерации практике (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
Отменяя решение суда и признавая решение ответчика о прекращение выплаты страховой пенсии по старости Малышеву А.Р. правомерной, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что пенсия выплачивалась истцу с февраля 2020 года и прекращение ее выплаты в январе 2021 года нарушает установленные принципы правовой определенности, поскольку лишает истца гарантированных государством прав на пенсионное обеспечение, получаемого им на протяжении длительного времени.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и обоснованности прекращения выплаты истцу пенсии в связи с недостоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Малышева А.Р. о льготном характере работы в спорный период, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 27 мая 2022 года, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 октября 2022 года отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 мая 2022 года.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи А.Д. Кириченко
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.