Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 11 ноября 2022 года) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Алмаз Удобрения" ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17 мая 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алмаз Удобрения",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - госинспектор Росприроднадзора) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Алмаз Удобрения" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (далее - постановление от 03.03.2022).
Решением судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2022 постановление от 03.03.2022 оставлено без изменения, жалоба представителя ООО "Алмаз Удобрения" ? ФИО1 - без удовлетворения (далее - решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - госинспектор Росприроднадзора) Исаева Г.М. от N и решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2022 оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица ООО "Алмаз Удобрения" Молодых Ж.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит отменить судебные акты, производство делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно абз. 5 ст. 27 Федерального закона 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ) нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе, объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу ст. 27 Закона N 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14и21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление), на основании решения Управления от 25.11.2021 N 348, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Алмаз Удобрения", по результатам которой установлено нижеследующее.
ООО "Алмаз Удобрения" осуществляет рекультивацию хвостохраиилиша РАО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63, в отсутствии проекта рекультивации земель, согласованного в установленном порядке с собственником земельного участка.
Согласно кадастровой выписке Росреестра, правообладателем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (далее - земельный участок КН 26:32:010101:63) является Российская Федерация, арендатором - ОАО "ГМЗ" по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности "данные изъяты" Категория земель - земли населённых пунктов. Разрешенное использование - для мест уничтожения оружия и захоронения отходов, по документу - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации, захоронения отходов и рекультивации хвостохранилищ).
Земельный участок N передан в субаренду ООО "Алмаз Удобрения" по договору от 26.10.2020, для рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.02.2011 N88 Госкорпорация "Ростом" является уполномоченным органом, который признал ООО "Алмаз Удобрения" организацией, осуществляющей работы по закрытию радиационно-опасного объекта, и делегировал всю полноту ответственности за его безопасное состояние, в том числе устранение радиационного воздействия радиоактивных отходов на окружающую среду и население (ст. 34, ст. 35 Федерального закона N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"), В соответствии со Свидетельством N ГК-С282 от 29.07.2021, 000 "Алмаз Удобрения" является организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергий и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии: пункт хранения радиоактивных отходов - хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность в области использования атомной энергии: вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов. Дата окончания срока действия свидетельства - 30 декабря 2025.
Согласно пояснениям ООО "Алмаз Удобрения" от 27.12.2021 г. N 06- 09/1072, представленным в Управление (вх. N 12994/11-10 от 27.12.2021), земельные работы на территории хвостохранилища не проводились ввиду продолжающего намывания фосфогипса согласно проектным решениям в рамках эксплуатации использования атомной энергии и осуществления деятельности в области использования атомной энергии - вывода из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов на основании Свидетельства N ГК-С2В2 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Госкорпорацией Росатом.
По сведениям Госкорпорации "Росатом" от 29.12.2021 N 1-2/65566 (вх. N 176/01-15 от 12.01.2022), Госкорпорацией выдано Свидетельство N ГК-С282 от 29.07.2021 о признании ООО "Алмаз Удобрения" организацией, пригодной эксплуатировать хвостохранилище радиоактивных отходов. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующей организации необходимо получить лицензии Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Согласно сведениям, размещенным, на информационном ресурсе Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru/, Кавказским управлением Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО "Алмаз Удобрения" выдана лицензия па эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности N ВХ-35-010156 от 08.10.2020.
Хвостохранилище радиоактивных отходов расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в 3-й зоне горно-санитарной охраны лечебных минеральных вод федеральных курортов Кавказских Минеральных Вод. Образовано в 1957 году в результате деятельности ГП "Алмаз" по промышленной переработке урановой руды, до 1991 года названный объект заполнялся хвостами гидрометаллургического производства ГМЗ. состоящими из радиоактивных илов. После 1991 года велось заполнение нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита. Объём складируемого в хвостохранилище хвостового материала, содержащего природный уран и продукты его распада, составил 12 млн. м3 или 14 млн. тонн.
Хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, намывного типа, размещается в балке "Калмыцкая" и состоит из семи карт N N, 1а, 5, 5а, 56, 4, 6. Карта N расположена в нижнем бьефе хвостохранилища, образована путём отсыпки грунтовой дамбы и является прудом-накопителем-испарителем.
Карты внутри хвостохранилища разделены ограждающими дамбами. Некоторые из них замыты фосфогипсом (карта N N, 5а, 56), частично закрыты карты N N, 1а. 4.
Площадь хвостохранилища - 812, 2 тыс. м2.
В рамках Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" в 2010 году АО ВНИПИпромтехпнологии" разработан проект по рекультивированию хвостохранилища, объектов гидрометаллургического завода и урановых рудников N и 2 бывшего ГП " ФИО3", в том числе покрытие карт хвостохранилища.
До октября 2020 года объекты хвостохранилища РАО эксплуатировались ОАО "ГМЗ" на основании свидетельств от 28.09.2012 N ГК-С017, от 30.08.2017 N ГК-С180, выданных Госкорпорацией Росатом. Дата окончания крайнего свидетельства - ДД.ММ.ГГГГ.
Проектной документацией "Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников N 1 и N 2 бывшего госпредприятия "Алмаз" ("адрес") предусматривается следующая схема покрытия поверхности хвостохранилища (снизу вверх);
- хвостовые отложения;
- фосфогипс толщиной не менее 0, 5 м;
- защитный и выравнивающий слой из местного грунта толщиной 0, 3 м;
- почвенно-растительный слой с посевом трав.
Согласно показателям параметров хвостохранилища по данным топографических работ, выполненных в 2010 г. ОАО "ВНИПИпромтехиологии", Отметки заполнения карт N N, 1а, 4 фосфогипсом близки к отметке гребня дамбы (приведены в табличном виде).
Характеристика
Номера карт
4
1
1а
56
5а
5
Отметки заполнения карт фосфогипсом
634, 6
655, 6
648, 8
638
640
648
Состояние отметка гребня дамбы
636
654
646, 50
Замыта фосфогипсом636, 30
Замыта фосфогипсом640, 60
Замыта фосфогипсом649, 40
Площадь карты, м2
396190
180000
44300
63000
90300
51600
Площадь, закрытая фосфогипсом, м2
236190
125600
32300
63000
90300
51600
Площадь, покрытая водой, м2
160000
54400
1200
-
В 2015 году ОАО "ВНИПИпромтехнологии" на основании договора N 9287 от 16.09.2013 и допсоглашения N 1 от 30.01.2015 в соответствии с техническим заданием разработаны основные технические решения по реконструкции (наращивание) ограждающей дамбы карт N 1 и 1а хвостохранилища РАО.
Основным техническим решениям является наращивание основной ограждающей дамбы N 1 до отметки 668, 0 м по технологии "Проекта поэтапного складирования хвостов на хвостохранилище ГМЗ". В качестве основного строительного материала используется нейтрализованный фосфогипс. Также карта N 1 делится на две карты N 1 б и N 1 в.
Фосфогипс образуются в цехе по производству минеральных удобрений при разложении серной кислотой апатитового концентрата в производстве экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК) и нейтрализуются известковым молоком. Системой гидротранспорта нейтрализованный фосфогипс с цеха производства минеральных удобрений транспортируется на карты хвостохранилища радиоактивных отходов.
Процесс нейтрализации фосфогипса начинается на участке производства экстракционной фосфорной кислоты, где в реакторах фосфогипсовая пульпа смешивается с известковым молоком, и продолжается в процессе траспортирования и нахождения на картах хвостохранилища РАО. Работы по подготовке и размещению фосфогипса на картах хвостохранилища выполняется поэтапно. Главный этап - подготовка обезвожженного, уплотнённого фосфогипса.
Подготовка фосфогипса происходит в несколько стадий:
- намыв фосфогипса в картах;
- обезвоживание и уплотнение фосфогипса;
- возврат жидкой фазы в систему оборотного водоснабжения предприятия;
- извлечение фосфогипса из "отдохнувших" карт;
-перемещение фосфогипса на территории хвостохранилища (бульдозером, автотранспортом) для дальнейшею размещения.
Согласно справке о передаче фосфогипса нейтрализованного - побочного продукта производства ЭФК на участок хвостового хозяйства, ООО "Алмаз Удобрения" за период 2020 - июль 2021 года образовалось фосфогипса (в пересчёте на сухое вещество) и передано на участок хвостового хозяйства 258 584, 2 тонн.
Согласно пояснениям ООО "Алмаз Удобрения" от 27.12.2021 N 06- 09/1072, представленным в Управление (вх. N 12994/11-10 от 27.12.2021), фосфогипс нейтрализованный применяется при рекультивации карт хвостохранилища радиоактивных отходов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 N 78 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на агрохимикат "Фосфогипс нейтрализованный" (далее - заключение ГЭЭ).
Согласно заключению ГЭЭ в материалах, представленных на экспертизу, обосновывается возможность применения агрохимиката Фосфогипс нейтрализованный в сельскохозяйственном производстве в качестве химического мелиоранта на слабосолонцеватых и солончаковых почвах, солонцах.
Министерством сельского хозяйства РФ ООО " ФИО3 Удобрения" выдано свидетельство о государственной регистрации пестицида иди агрохимиката от 05.03.2020 N 2561 на агрохимикат Фосфогипс нейтрализованный для сельскохозяйственного производства.
Применение агрохимиката "Фосфогипс нейтрализованный" общество осуществляет не по назначению, с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утверждённое Приказом Федеральной службы но надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 N78.
ООО "Алмаз Удобрениям в нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ, п. 8 ст. 11, ст. 273акона N 174-ФЗ, Проекта технической документации на агрохимикат "Фосфогипс нейтрализованный", получивший положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 N 78, осуществляет деятельность, не соответствующей технической документации на агрохимикат "Фосфогипс нейтрализованный", которая получила положительное заключение ГЭЭ, утверждённое Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 N78.
В связи с выявленными нарушениями норм природоохранного законодательства госинспектором Росприроднадзора ФИО4 в
отношении ООО "Алмаз Удобрения" вынесено постановление N 26Э-22- 348/ВП/Ф/1-025/3, которым указанное юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 4-9).
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку должностного лица и судьи городского суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и краевого суда согласились с выводами должностного лица о наличии в деянии ООО "Алмаз Удобрения" состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Алмаз Удобрения" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судов, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводов, свидетельствующих о нарушении судебными инстанциями норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену либо состоявшихся судебных постановлений, настоящая жалоба не содержит.
Срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
При таких обстоятельствах, обжалуемые по делу судебные акты является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба защитника ФИО2 действующая на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Алмаз Удобрения" подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17 мая 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алмаз Удобрения", оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2 действующая на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Алмаз Удобрения" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции подпись Р.Х. Юлдашев
Справка: судья районного суда Самарина Т.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.