Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главного инженера Малгобекского РЭС филиала ПАО " "данные изъяты"" А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Д. N 6 от 9 февраля 2022 г., решение судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2022 г. и решение судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 3 августа 2022 г., вынесенные в отношении должностного лица - главного инженера Малгобекского РЭС ПАО " "данные изъяты"" А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Д... N 6 от 9 февраля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2022 г. и решением судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 3 августа 2022 г, главный инженер Малгобекского РЭС ПАО " "данные изъяты"" А. (далее также - главный инженер "данные изъяты") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, А. просит отменить принятые по настоящему делу об административном правонарушении акты, приводя доводы об их незаконности, и производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 3 Закона об электроэнергетике к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, являются потребителями электрической энергии.
Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) это коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;
Согласно части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Из содержания пункта 1 статей 539 и статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТ "данные изъяты" "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенным в действие приказом Росстандарта от 22 июля 2013 N-ст (далее - ГОСТ "данные изъяты").
Согласно пункту 4.2.1 ГОСТа "данные изъяты" отклонение частоты в синхронизированных системах электроснабжения не должно превышать +/- 0, 2 Гц в течение 95% времени интервала в одну неделю и +/- 0, 4 Гц в течение 100% времени интервала в одну неделю; отклонение частоты в изолированных системах электроснабжения с автономными генераторными установками, не подключенных к синхронизированным системам передачи электрической энергии, не должно превышать +/- 1 Гц в течение 95% времени интервала в одну неделю и +/- 5 Гц в течение 100% времени интервала в одну неделю.
В пункте 4.2.2 ГОСТа "данные изъяты" определено, что положительные и отрицательные отклонения напряжения, вызванные изменениями нагрузки электрической сети, в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 10 приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Из изложенного выше следует, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ "данные изъяты"
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом заместителя руководителя по государственному надзору в СКФО - начальника отдела госнадзора республик СФО Д. от ДД.ММ.ГГГГ N в ПАО " "данные изъяты"" проведена выездная плановая проверка, в ходе которой установлено, что при реализации (поставке) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц потребителям по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям общества для реализации потребителям (гражданам, проживающим в "адрес", с. "адрес" от ТП-2-37, Ф-2, ПС " "данные изъяты"", Вл-0, 4 кВ) нарушаются требования пункта 4.2.2 ГОСТ "данные изъяты", а именно установлены медленные изменения напряжения - отрицательное отклонение напряжения. В соответствии с обязательными требованиями ГОСТ "данные изъяты", пункт 4.2.2 (медленные изменения напряжения), положительные и отрицательные отклонения напряжения A Uy в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального значения напряжения в течение 100% времени Т интервала в одну неделю, фактическое наибольшее и наименьшее измеренное значение в режимах наибольших и наименьших нагрузок в период с 25 февраля 2021 г. по 05 марта 2021 г. значительно превышает нормативное значение. Согласно выводам эксперта, отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызвать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических и электромеханических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, другой цифровой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - главного инженера Малгобекского РЭС филиала ПАО " "данные изъяты"" А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N от 03 февраля 2022 г.; актом проверки N от 03 февраля 2022 г.; протоколами N N N N от 31 января 2022 г.; экспертным заключением 3 от 31 января 2022 г. к протоколам испытаний N N, N N и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и нижестоящими судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно приказу директора филиала ПАО " "данные изъяты"" от 21 января 2020 г. N 38 ответственным лицом за подачу качества электроэнергии по Малгобекскому РЭС назначен А.
На основании совокупной оценки установленных по делу обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, должностное лицо административного органа, с которым согласились судебные инстанции, пришел к верному выводу о том, что главный инженер Малгобекского РЭС А. ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по реализации (продаже) потребителям качественной электроэнергии, чем нарушило законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, которые возникают при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, доказанность наличия в действиях главного инженера Малгобекского РЭС А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает. Юридическая квалификация и оценка его действиям даны верные.
Обоснованно согласились с выводами должностного лица судьи нижестоящих судебных инстанций, рассматривая жалобу А. на вынесенные по делу акты. Жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении рассмотрены судьями нижестоящих инстанций в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Довод жалобы о том, что согласно письму руководства ПАО " "данные изъяты"" при выявлении несоответствия показателей качества электроэнергии требованиям ГОСТ "данные изъяты" меры административной ответственности должны применяться к руководителям (начальникам) районных электрических сетей, как к лицам, непосредственно отвечающим за деятельность районных электросетей по своевременному проведению профилактических работ по недопущению или устранению аварий, своевременной замене устаревшего электрооборудования на электрообъектах, не свидетельствует о незаконности вынесенных по данному делу актов. При доказанности неисполнения должностным лицом, ответственным за обеспечение поддержания показателей качества продукции обязательным требованиям, к каковым в силу приказа директора филиала ПАО " "данные изъяты"" от 21 января 2020 г. N 38 является главный инженер "данные изъяты" А, своих обязанностей, что привело к нарушению обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, в том числе к качеству электрической энергии при реализации (поставке) электрической энергии в электрических сетях, и его вины не исключается привлечение указанного лица к административной ответственности по соответствующей части статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не подвергает сомнению законность и обоснованность обжалуемых актов и довод жалобы о невозможности устранения нарушений ввиду недостаточного финансирования и не выделения материалов, поскольку указанное от предусмотренной действующим законодательством обязанности по реализации (продаже) потребителям качественной электроэнергии не освобождает.
В целом доводы жалобы об отсутствии доказательств виновности в совершении вменяемого правонарушения по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела должностным лицом, судебными инстанциями, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях главного инженера "данные изъяты" А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено главному инженеру "данные изъяты" А. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует санкции части 2 статьи 14.43 названного кодекса.
Постановление о привлечении А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, признать, что в рассматриваемом случае имеются условия для признания совершенного главным инженером Малгобекского РЭС А. административного правонарушения малозначительным, оснований не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Д. N от 9 февраля 2022 г, решение судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2022 г. и решение судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 3 августа 2022 г, вынесенные в отношении должностного лица - главного инженера "данные изъяты" ПАО "данные изъяты"" А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу А. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Цечоева Л.К, судья Верховного суда
Республики Ингушетия Бойчук С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.