Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Толемишовой С.У, Толемишова Б.А, Межитовой К.З, Муратовой Г.Э, Болдановой М.И, Дельяновой Н.Б.-А, Дельяновой А.А, Моллаболганова С.М. Коротковой Г.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Толемишовой С.У, Толемишова Б.А, Межитовой К.З, Муратовой Г.Э, Болдановой М.И, Дельяновой Н.Б.А, Дельяновой А.А, Моллаболганова С.М. к Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконными действий, нарушающих избирательные права граждан.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя административных истцов Коротковой Г.А, поддержавшуей доводы кассационной жалобы, представителя заинтересованного лица Кульманбетова К.Э. Картакаева Т.К, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего об отсутствии оснований для отмены обжалуемы судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсланова Б.О, Магамадов Г.Х, Толемишова С.У, Толемишов М.А, Межитова К.З, Муратова Г.Э, Болданова М.И, Дельянова Н.Б.-А, Дельянова А.А, Моллаболганов С.М. обратились в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконными действий, нарушающих избирательные права граждан.
В обоснование требований указано, что в период с 17 по 19 сентября 2021 г..при проведении повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 административным ответчиком были допущены нарушения избирательных прав граждан, проживающих в селе Кумли по улице Кадырова, не была предоставлена возможность реализации активного избирательного права. 17 и 18 сентября 2021 г..административные истцы прибыли для голосования на избирательный участок, однако членами Участковой избирательной комиссии N 1193 Ногайского района им было отказано в выдаче избирательных бюллетеней по муниципальным выборам со ссылкой на отсутствие административных истцов в списке избирателей, о чем избирателям были выданы соответствующие акты. Актом зафиксирован телефонный разговор между исполняющим обязанности председателя ТИК Ногайского района Бальгищиевым М.С. и председателем УИК N 1193 Исаевой З.А, в ходе которого Бальгищиевым М.С. дано устное указание Исаевой З.А. о допуске на голосование только граждан, которые указаны в списке избирателей. Данное указание также отражено в решении членов УИК N 1193 и наблюдателей, которые решили пропускать избирателей только согласно списку. Поданная 19 сентября 2021 г..Арслановой Б.О, Магомедовым Г.Х, Межитовой К.З, Котовой М.Д, Моллаболгановым С.М. жалоба в ТИК Ногайского района на действия УИК N 1193 признана обоснованной и ТИК Ногайского района обязала УИК N 1193 незамедлительно предоставить указанным гражданам возможность голосования на повторных выборах депутата Собрания депутатов сельского поселения. Однако возможность голосования административным истцам так и не была предоставлена. Невключение в список избирателей граждан, зарегистрированных по ул.
Кадырова в селе Кумли дает основание полагать, что действительная воля избирателей на данном избирательном участке была искажена ненадлежащим составлением списка избирателей и отказом во включение в дополнительный список избирателей административных истцов. Помимо административных истцов в список избирателей не было включено около 80 человек, что является существенным количеством по соотношению с количеством людей, проголосовавших в дни выборов 110 человек. Административные истцы полагали, что в связи с недопуском их до голосования допущены бесспорные нарушения, исключающие возможность установления действительной воли избирателей, поскольку разница в количестве голосов за кандидатов в депутаты была лишь в 7 голосов (58 голосов за Кульманбетова К.Э. и 51 голос за Толемишова Р.Б.).
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. требования Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Толемишовой С.У, Толемишова М.А, Межитовой К.З, Муратовой Г.Э, Болдановой М.И, Дельяновой Н.Б-А, Дельяновой А.А. и Моллаболганова С.М. удовлетворены, действия Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района, выразившиеся в отказе в выдаче бюллетеней для голосования и принятии незаконных решений на повторных выборах депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признаны незаконными, итоги голосования и результаты повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района по одномандатному избирательному округу N 4 признаны недействительными, протокол Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района об итогах голосования по избирательному округу Кумлинский N 4 избирательного участка N 1193 от 19 сентября 2021 г, решение от 20 сентября 2021 г. N 5 о результатах выборов депутата в Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района по одномандатному избирательному округу Кумлинский N 4 отменены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г. вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым требования административных истцов оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Толемишовой С.У, Толемишова Б.А, Межитовой К.З, Муратовой Г.Э, Болдановой М.И, Дельяновой Н.Б.-А, Дельяновой А.А, Моллаболганова С.М. Коротковой Г.А, поданной 16 сентября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 сентября 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 октября 2021 г.
В возражении на кассационную жалобу заинтересованное лицо Кульманбетов К.Э. просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, с 17 по 19 сентября 2021 г. в селе Кумли Ногайского района прошли повторные выборы депутатов сельского собрания муниципального образования сельское поселение "село Кумли" по одномандатному избирательному округу N 4.
Согласно протоколу повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 19 сентября 2021 г. из числа 129 избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом, избирательные бюллетени получили 113 избирателей, из которых: 110 избирательных бюллетеней выданы в помещении для голосования; 3 избирательных бюллетеня вне помещения для голосования; 4 избирательных бюллетеня признаны недействительными. По итогам подсчета действительных избирательных бюллетеней голоса избирателей распределились следующим образом: Кульманбетов К.Э. - 58 голосов, Таушов А.С. - 0, Толемишев Р.Б. - 51 голос.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 20 сентября 2021 г. N 5 выборы депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом признан Кульманбетов К.Э.
Административные истцы Арсланова Б.О. (зарегистрирована в селе Кумли с 2010 г. по ул. Кадырова), Магамадов Г.Х. (зарегистрирован с 2010 г. по ул. Кадырова), Толемишова С.У. (зарегистрирована с 14 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Толемишов Б.А. (зарегистрирован с 13 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Межитова К.З. (зарегистрирован с 2013 г. по ул. Кадырова), Муратова Г.Э. (зарегистрирован с 11 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Болданова М.И. (зарегистрирован с 16 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Дельянова Н.Б-А. (зарегистрирована с 11 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Дельянова А.А. (зарегистрирована с 11 сентября 2021 г. по ул. Кадырова), Моллаболганов С.М. (зарегистрирован с 2015 г. по ул. Кадырова), имеют регистрацию по месту жительства в с. Кумли с указанных выше дат по ул. Кадырова, что относится к территории одномандатного избирательного округа N 4 избирательного участка N 1193.
В период голосования 17-19 сентября 2021 г. административные истцы обращались к Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района об их включении в дополнительный список и допуска к голосованию.
Актами Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 17 сентября 2021 г. административным истцам в допуске к голосованию отказано.
В решении Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района N 2 без даты указано допустить избирателей, зарегистрированных по улице Кадырова, отсутствующих в основном списке, к голосованию по дополнительному списку.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 17 сентября 2021 г. N 3 избирателям, зарегистрированным по улице Кадырова, отказано в допуске в связи с тем, что их нет в списках избирателей, в дополнительный список не включать.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 17 сентября 2021 г. N 3 без указания даты, постановлено по согласованию с исполняющим председателя Территориальной избирательной комиссии Ногайского района Бальгишиева М.С. в 11 час. 47 мин. и членов Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района пропустить избирателей согласно списку.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ногайского района от 19 сентября 2021 г. N 20/39-4 жалоба Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Межитовой К.З, Котовой М.Д, Моллаболганова С.М. об их недопуске Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" к голосованию на избирательном участке признана обоснованной и установлена обязанность предоставить указанным гражданам возможность для голосования на повторных выборах.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 19 сентября 2021 г. N 4, вынесенным в соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии от 19 сентября 2021 г. N 20/39-4, разрешено избирателям Арслановой Б.О, Межитовой К.З, Котовой М.Д, Моллаболганову С.М, Магамадову К.Э. проголосовать.
Согласно протоколу заседания от 19 сентября 2021 г. данное решение N 4 принято Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района с 19 часов 30 минут по 19 часов 45 минут, т.е. за 30 минут до окончания выборов.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции согласился с доводами административных истцов, что не включение последних, зарегистрированных по ул. Кадырова в селе Кумли, в список избирателей, дает основание полагать, что действительная воля избирателей на избирательном участке была искажена ненадлежащим составлением списка избирателей и отказом во включение административных истцов в дополнительный список избирателей. Указывая о противоречивости принятых избирательной комиссией решений и неисполнения тех из них, что восстанавливают нарушенные права избирателей быть включенными в дополнительный список для голосования и, принимая во внимание разницу в 7 голосов между кандидатами Кульманбетовым К.Э. и Толемишевым Р.Б, участие в голосовании 10 избирателей (административных истцов), не допущенных к выборам, могло отразиться на итогах голосования и привести к иному результату, суд признал такие нарушения существенными, в связи с чем итоги голосования и результаты повторных выборов признаны недействительными, действия участковой избирательной комиссии признаны незаконными, а протокол от 19 сентября 2021 г. отменен.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое об отказе в удовлетворении административного иска, указал, что 6 из 10 избирателей - административных истцов, имеют регистрацию за 4-6 дней до дня голосования в с. Кумли по ул. Кадырова на территории одномандатного избирательного округа N 4 избирательного участка N 1193 менее сроков, установленных пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (20 дней до дня голосования) и части 5 статьи 72 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" (24 дня до дня голосования), а также отклонил доводы административных истцов о том, что помимо них не смогли проголосовать 80 человек, не включенных в списки избирателей, как не подтвержденных материалами административного дела. Вместе с тем оспариваемыми действиями административного ответчика существенного искажения воли избирателей не допущено, нарушений прав административных истцов не повлекло, оспариваемое решение не является дискриминационным, равно как и не носит произвольный характер, так как было направлено на защиту избирательных прав граждан в условиях исключительности и чрезвычайности сложившейся ситуации массовой перерегистрации граждан и формального увеличения числа избирателей непосредственно перед повторными выборами. При этом имевшие место быть нарушения избирательного законодательства, как в отдельности, так и в их совокупности, признаны судом второй инстанции не отразившимися на волеизъявлении избирателей.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г, полагает обжалуемый судебный акт постановленным с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда второй инстанции соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для проведения выборов образуются, в том числе одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане России, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами, что предусмотрено пунктом 4 статьи 17 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 17 того же Федерального закона сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 27 обозначенного Федерального закона для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона: гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования -немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
Положениями статьи 63 названного Федерального закона предусмотрено, что для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень; бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии; форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования; текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне; в случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления от 22 апреля 2013 г. N 8-П, от 15 января 2002 г. N 1-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" участковая избирательная комиссия, в частности, уточняет, а в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 22 настоящего Закона, составляет и уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 73 указанного Закона Республики Дагестан установлено, что голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.
В соответствии с частью 2 статьи 72 того же Закона Республики Дагестан бюллетени изготавливаются исключительно по решению избирательной комиссии муниципального образования. Число бюллетеней по каждому избирательному округу не должно более чем на 1, 5 процента превышать число избирателей, зарегистрированных в указанном избирательном округе. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 24 дня до дня голосования, что предусмотрено частью 5 статьи 72 указанного Закона Республики Дагестан.
Приведенные нормы материального и процессуального права, а также руководящие разъяснения, были правильно применены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, выводы суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска соответствуют обстоятельствам, установленным судами, исходя из представленных в материалы дела доказательств с учетом обозначенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при тех обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения административного спора, свидетельствующих о действиях по регистрации по месту жительства шести административных истцов непосредственно перед днем повторного голосования на территории одномандатного округа, а также надлежащей правовой оценки допущенных нарушений избирательного законодательства в отношении четырех из десяти административных истцов, которые не могли существенно отразится на избирательной кампании и ее итоговых результатах с учетом перевеса голосов, и не повлияли на свободу выборов, поскольку позволили выявить действительную волю избирателей.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, что предусмотрено пунктом 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен названным кодексом.
Из материалов дела не следует, что судом получены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.
Суд первой инстанции, проверив содержащиеся в административном исковом заявлении доводы, перечислив выявленные нарушения при допуске избирателей на голосование, признал, что такие нарушения не позволяли выявить действительную волю избирателей, в связи с чем признал недействительными и отменил результатов выборов.
Между тем, указанное количество административных истцов -избирателей, не проголосовавших в связи с оспариваемыми действиями избирательной комиссии, объективно не относятся к числу таких обстоятельств, которые повлияют на действительную волю избирателей или препятствуют ее определению с учетом представленных в материалы дела результатов подсчета голосов с имеющимся перевесом в пользу избранного кандидата.
Само по себе невключение в дополнительный список избирателей, административных истцов как лиц, которые были зарегистрированы по месту жительства по адресам, относящимся к данному избирательному округу буквально за несколько дней до дня повторного голосования, не подтверждает нарушения их избирательных прав.
В связи с этим, количество избирателей, проголосовавших за кандидата Кульманбетова К.Э. при установленных судами первой и апелляционной инстанции и приведенных в обжалуемых судебных актах нарушениях, не превысило количество избирателей, проголосовавших за кандидата Толемишева Р.Б. Следовательно, таких нарушений по смыслу статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не установлено, что указывает на соответствие вывода суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и свидетельствует об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов и их отмены.
Изложенные представителем Коротковой Г.А. в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы о наличии вступившего в законную силу решения суда, которым аналогичный административный иск был удовлетворен в связи с тем, что были нарушено активное избирательное право 19 лиц, зарегистрированных на территории избирательного участка, подлежат отклонению, поскольку приняты с учетом обстоятельств и требований в отношении иного числа голосов избирателей.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, оно подлежит оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Толемишовой С.У, Толемишова Б.А, Межитовой К.З, Муратовой Г.Э, Болдановой М.И, Дельяновой Н.Б.А, Дельяновой А.А, Моллаболганова С.М. Коротковой Г.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.