Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М.
судей Усмановой Г.Ф, ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "адрес" по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия к Администрации "адрес" края, Комитету по управлению муниципальным имуществом "адрес" края, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о возложении обязанности, по кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом "адрес" края, поданной представителем ФИО4 на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Усмановой Г.Ф, выслушав возражения представителя истца ФИО7 (посредством видеоконференцсвязи), ответчиков ФИО2, ФИО8, их представителя ФИО9, ФИО3, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
"адрес" по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия обратилось в суд с иском к Администрации "адрес" края, Комитету по управлению муниципальным имуществом "адрес" края, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о возложении обязанности в срок не позднее восьми месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить долевое участие в разработке проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия пропорционально размеру общей площади принадлежащих помещений, в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней после разработки проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ, предоставить в Управление документы по форме, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации в приказе от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в срок не позднее 2 лет после дня выдачи Управлением разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия, осуществить долевое участие в проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия пропорционально размеру общей площади принадлежащих помещений, в порядке и на условиях, предусмотренных от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ.Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В обоснование требований указано на то, что по адресу: "адрес", расположен объект культурного наследия регионального значения "Дом станичного атамана ФИО10", 1901
г..постройки, который в соответствии с Постановлением главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включен в список памятников истории и культуры "адрес", подлежащих государственной охране, приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под N. Собственниками объекта культурного наследия являются: ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО3 10 квартир объекта культурного наследия находятся в собственности муниципального образования городского округа города-курорта "адрес". Министерством культуры "адрес", являющимся органом охраны объектов культурного наследия на момент оформления охранного обязательства, собственникам квартир в период с ДД.ММ.ГГГГ. выданы охранные обязательства, которыми предписано осуществление текущего ремонта квартир до ДД.ММ.ГГГГ, далее по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в 5 лет, долевое участие в ремонте фасадов до ДД.ММ.ГГГГ, далее по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в 5 лет.
Сведения об исполнении собственниками указанных квартир охранных обязательств в установленный период времени отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации города- курорта "адрес" направлено уведомление исх. N о необходимости проведения на объекте культурного наследия противоаварийных мероприятий, а также о недопустимости его сноса. В соответствии с представленной в ответе информации постановлением главы "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом признан аварийным и непригодным для постоянного проживания, по мере завершения процесса расселения жильцов, оставшихся в данном многоквартирном доме в четырех квартирах, будут приняты меры по сохранению объекта культурного наследия. ДД.ММ.ГГГГ в рамках мероприятий по контролю объекта культурного наследия выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, собственникам объекта культурного наследия направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных которым в предписано разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте до ДД.ММ.ГГГГ; провести ремонтно-реставрационные работы на объекте, пропорционально площади занимаемых собственниками помещений до ДД.ММ.ГГГГ; установить информационную надпись и обозначение по проекту, утвержденному уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить визуальное раскрытие объекта до ДД.ММ.ГГГГ; благоустройство, санитарная очистка территории объекта - весь период эксплуатации. В рамках внеплановых документарных проверок выявлен факт неисполнения предписания. Работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились длительное время, что противоречит законодательству в области охраны объектов культурного наследия.
Собственниками допущено нарушение принятых на себя охранных обязательств и требований данного законодательства в части исполнения обязанности по сохранению объекта культурного наследия, разработка научно-проектной документации не произведена.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г, требования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом "адрес" края, поданной представителем ФИО4, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции кассатор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, в ходатайстве ставит вопрос о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений истца и ответчиков, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 10, 12, 209, 210, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 11, 33, 47.3, 47.6, 48, 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца, и обоснованно исходили из того, что в результате бездействия ответчиков памятник культурного наследия регионального значения "Дом станичного атамана ФИО10", расположенный по адресу: "адрес", остается длительное время без ремонтно-реставрационных работ, что может повлечь его безвозвратное разрушение.
Возлагая обязанность принять соответствующие меры для осуществления ремонтно-реставрационных работ памятника культурного наследия регионального значения, в том числе и на Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ставропольского края, суды правомерно исходили из того, что памятник культурного наследия находится в муниципальной собственности и в ведении, в том числе и этого ведомства наряду с Администрацией г. Ессентуки Ставропольского края, а также проживающих в ряде квартир граждан, на всех их законом возложена непосредственная обязанность по осуществлению необходимых ремонтно-реставрационных работ в целях сохранения объекта культурного наследия, представляющего уникальную историческую и архитектурную ценность.
Довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности явился предметом проверки в судах первой и апелляционной инстанций и мотивировано отклонен с учетом предписания и установленных им сроков исполнения.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривается. Переоценка обстоятельств и доказательств по делу в суде кассационной инстанции не допускается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ставропольского края, поданную представителем ФИО4, - без удовлетворения.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Г.Ф. Усманова
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.