Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Безрукова Е.Н. (далее - Безруков Е.Н.) на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 ноября 2021 г., решение заместителя руководителя Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 г., решение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 2 марта 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" (далее - ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ") Безрукова Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 г, решением судьи Центрального районного суда города Воронежа от 2 марта 2022 г. и решением судьи Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 г, генеральный директор ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" Безруков Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Безруков Е.Н. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Безрукова Е.Н. к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Из пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) - отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I-IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения к административной ответственности генерального директора ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" Безрукова Е.Н. по вышеуказанной норме послужили изложенные в постановлении должностного лица административного органа, решении вышестоящего должностного лица и судебных актах выводы о том, что 23 сентября 2021 г. в 14 часов 00 минут, в нарушение вышеуказанных положений закона, названное юридическое лицо допустило сброс отходов производства и потребления - неочищенных сточных вод на открытый рельеф местности, непосредственно на почву, вблизи "адрес" и далее по рельефу местности в водный объект.
В ходе обследования места прорыва канализации по улице Максима Горького города Россошь Воронежской области (точки географических координат, характеризующие места аварий в канализационной сети "данные изъяты" с.ш. "данные изъяты" в.д. и "данные изъяты" с.ш. "данные изъяты" в.д.) установлен факт сброса на рельеф местности стоков с характерными цветовыми характеристиками и специфическим запахом канализационных стоков. Стоки воды из системы ливневой канализации проходили через перепускной поддорожный пенал, сбрасывались на рельеф местности в границах водоохраной зоны и попадали в реки Сухая Россошь и Черная Калитва.
В устьевой части реки Сухая Россошь, перед впадением в реку Черная Калитва отобраны пробы природных сточных вод с целью определения химического состава.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 15212 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов", река Черная Калитва относится к объектам федерального уровня государственного экологического надзора.
В соответствии с протоколами и экспертному заключению филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО":
- в сточной воде в точке сброса (выход из трубы сточных вод) установлены превышения содержания загрязняющих веществ в воде в сравнении с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по сухому остатку - в 1, 7 раза, сульфат-иону - в 3, 4 раза, БПК5 - в 226 раз, аммоний-иону - в 30 раз, фосфору фосфатов - в 3, 7 раза, железу общему - в 3, 4 раза, нефтепродуктам - в 7, 2 раза, АПАВ - в 7, 2 раза, меди - в 15 раз, цинку - в 2, 4 раза, марганцу - в 14 раз;
- в сточной воде в месте впадения сточной воды в реку Сухая Россошь установлены превышения нормативов качества воды по сухому остатку - в 1, 8 раза, сульфат-иону - в 2, 6 раза, БПК5 - в 230 раз, аммоний-иону - в 42, 4 раза, фосфору фосфатов - в 7, 8 раза, нефтепродуктам - в 6 раз, АПАВ - в 9, 9 раза, меди - в 8 раз, цинку - в 2, 1 раза, марганцу - в 9, 8 раз;
- в природной воде в месте впадения реки Сухая Россошь в реку Черная Калитва превышение нормативов качества воды по сульфату-иону - в 1, 4 раза, БПК5 - в 1, 3 раза, нитрит-иону - в 1, 8 раза, меди - м 4, 8 раза.
Данные высокие показатели концентраций загрязняющих веществ по аммоний-иону и фосфору фосфатов присущи для канализационных стоков.
Из информации администрации городского поселения города Россошь Воронежской области следует, что сети водоотведения и ливневые канализации, расположенные на территории названного города, находятся в собственности муниципального образования - городское поселение город Россошь Воронежской области.
Концессионным соглашением N 1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2016 г. сети водоотведения переданы в ООО "Россошанские Коммунальные Системы"; срок данного соглашения до 31 декабря 2046 г.
Вместе с тем, при принятии судьей областного суда решения от 14 апреля 2022 г. не учтено следующее.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 г, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Данным Федеральным законом статья 4.4 названного Кодекса также дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 г. N 4-П, от 14 июля 2015 г. N 20-П; определения от 16 января 2001 г. N 1-О, от 10 октября 2013 г. N 1485-О и от 21 ноября 2013 г. N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
По данным ГИС ГМП административный штраф по постановлению должностного лица не уплачен.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 31 августа по 23 сентября 2021 г. внеплановой выездной проверки на основании решения от 26 августа 2021 г. N 839/в/В в деятельности ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 статьи 8.2 и части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства не были учтены при рассмотрении жалобы генерального директора ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" Безрукова Е.Н. на постановление должностного лица, решения вышестоящего должностного лица и судьи районного суда.
Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 г. подлежит отмене, дело с жалобой генерального директора ООО "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" Безрукова Е.Н. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 ноября 2021 г, решение заместителя руководителя Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 г. и решение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 2 марта 2022 г. подлежит возвращению на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 г, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "РОССОШАНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" Безрукова Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.