Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) "Звездный" на решение Московского областного суда от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ЗАО "Звездный" к администрации городского округа Жуковский Московской области, Совету депутатов городского округа Жуковский Московской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего обжалуемые решения судов не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решениями Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области от 15 ноября 2012 года N 70/СД и от 20 декабря 2012 года N 83/СД утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа Жуковский Московской области (далее - Генеральный план и Правила землепользования и застройки).
Решениями Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области от 15 октября 2020 года N 66/СД "Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа Жуковский Московской области" и от 24 декабря 2020 года N 94/СД "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Жуковский Московской области" в административные регламенты внесены изменения в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков, с кадастровыми номерами N; территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах названных земельных участков в части отсутствия в описании зоны КУРТ-1 общей площади нежилой застройки; в части включения земельного участка, с кадастровым номером N, в функциональную зону транспортной инфраструктуры и территориальную зону транспортной инфраструктуры (зона Т).
ЗАО "Звездный" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что является собственником земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 7 431 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение многофункционального жилого комплекса, расположенного в границах "адрес").
Постановлением главы городского округа Жуковский от 30 декабря 2009 года N 2673 утвержден проект планировки территории, общей площадью 7 га, включающий в себя несколько земельных участков, в том числе участок административного истца, а также прилегающие земельные участки, с кадастровыми номерами N, имеющих вид разрешенного использования "строительство многофункционального жилого комплекса".
Указанный проект планировки территории предусматривал размещение на данной территории многофункционального жилого комплекса "Звездный" с установленными технико-экономическими показателями.
Как следовало из прежних редакций Генерального плана и Правил землепользования и застройки территория многофункционального жилого комплекса "Звездный" была отнесена к функциональной зоне ОД-2 "зона многофункционального жилого комплекса "Звездный""; территориальной зоне Ц-11 "зона объектов многоцелевого назначения, установлена для размещения и эксплуатации объектов капитального строительства (их частей) административного, делового, коммерческого, торгового, социально-культурного, коммунально-бытового и иного назначения, жилых домов в составе многофункциональных комплексов".
В результате внесенных изменений раздел 9.2.5 Генерального плана, картографический материал Генерального плана в новой редакции и карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки стали содержать указания на наличие зон с особыми условиями использования территории (далее - ОУИТ) на земельных участках, с кадастровыми номерами N8, что было обусловлено размещением на них газопровода высокого давления.
Указывало, что ранее расположенный в границах указанных земельных участков газопровод в установленном законом порядке в 2012 году за счет ЗАО "Звездный" был перенесен и вынесен за их пределы, с соблюдением соответствующей охранной зоны. В 2013 году работы по перекладке газопровода высокого и низкого давления завершены, ранее выданные технические условия реализованы, что подтверждается документами ГУП "Мособлгаз", выданными в 2013 году.
Считало, что включение зон с особыми условиями использования территории в состав КУРТ-1 не только не соответствует фактическим обстоятельствам, нарушает права общества, поскольку приводит к невозможности реализации проекта планировки территории, предусматривающего возведение объекта капитального строительства.
Обращало внимание также на то, что в соответствии с прежней редакцией Правил землепользования и застройки земельный участок, с кадастровым номером N, входил в состав КУРТ-1, имел вид разрешенного использования: размещение многофункционального жилого комплекса; в соответствии с проектом планировки территории предназначен для размещения многофункционального жилого комплекса.
Необоснованное его исключение из КУРТ-1 и отнесение к транспортной инфраструктуре не только противоречит ранее утвержденному проекту планировки территории и градостроительному плану земельного участка, но и привело к невозможности реализации строительства жилого комплекса.
В связи с изложенным полагало, что оспариваемыми в части решениями в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки внесены изменения, противоречащие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Московского областного суда от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, направленной 18 октября 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 1 ноября 2022 года), ЗАО "Звездный", не соглашаясь с принятыми судами нижестоящих инстанций решениями, просит об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
На кассационную жалобу от администрации городского округа Жуковский Московской области поданы письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением требований к порядку их принятия и опубликования, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца.
С указанными выводами следует согласиться.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (ч. ч. 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки и внесение изменений в них относятся к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 1).
Судами достоверно установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и надлежащим образом опубликованы и по этим основаниям в рамках поданной кассационной жалобы не оспариваются.
Проверяя оспариваемые решения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также отсутствие нарушений процедуры при их принятии, суды исходили из следующего.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 105 и ч. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с ОУИТ относятся охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зоны с ОУИТ, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с ОУИТ, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 5, п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах зон с ОУИТ включаются в Единый государственный реестр недвижимости; границы таких зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Звездный" является собственником земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 7 431 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение многофункционального жилого комплекса, расположенного в границах "адрес", "адрес"; с 2012 года по 2020 год являлся арендатором четырех земельных участков, с кадастровыми номерами N, граничащих с принадлежащим ему земельным участком.
На основании постановления главы городского округа Жуковский от 30 декабря 2009 года N 2673 утвержден проект планировки территории, площадью 7 га, включающий в себя вышеназванные земельные участки, имеющий вид разрешенного использования: строительство многофункционального жилого комплекса (далее-МФЖК) "Звездный" с установленными технико-экономическими показателями.
Генеральным планом в редакции от 15 декабря 2012 года и Правилами землепользования и застройки от 20 декабря 2012 года территория МФЖК "Звездный" была отнесена к функциональной зоне ОД-2 "зона многофункционального жилого комплекса "Звездный" и к территориальной зоне Ц-11 "зона объектов многоцелевого назначения, установлена для размещения и эксплуатации объектов капитального строительства (их частей) административного, делового, коммерческого, торгового, социально- культурного, коммунально-бытового и иного назначения, жилых домов в составе многофункциональных комплексов".
При этом, на карте зон с ОУИТ в границах муниципального образования и на карте границ зон существующих и планируемых объектов капитального строительства местного значения, входящих в состав материалов по обоснованию внесения в 2020 году изменений в Генеральный план, территории земельных участков, с кадастровыми номерами N располагаются в зоне с ОУИТ (охранная зона газопровода-отвода с газорегуляторным пунктом от газопровода высокого давления "Кулаково", газопровода-отвода с газорегуляторным пунктом от газопровода высокого давления "Жуковский"); соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым N 50:00-6.924 (учетный номер 50.00.2.6).
Аналогичные сведения о территории, входящей в состав зоны с ОУИТ, содержатся на карте градостроительного зонирования новой редакции Правил землепользования и застройки от 24 декабря 2020 года.
Не соглашаясь с доводами административного истца о том, что газопровод вынесен за пределы спорного земельного массива, суды нижестоящих инстанций сослались в том числе на представленные в материалы дела пояснения АО "Мособлгаз" и исходили из того, что в 2012 году административному истцу выдавались технические условия на перекладку газопровода высокого и низкого давления, тогда как администрацией городского округа были выданы разрешения на строительство сетей газопровода, однако сведения о демонтаже старых газопроводов, находящихся на земельном участке с кадастровым номером N до перекладки, и перекладку газопроводов высокого и низкого давления за границы земельного участка ЗАО "Звездный", не представлены.
Кроме того, поскольку проект планировки территории в силу ч. 6 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основой для подготовки проекта межевания территории, который в отношении спорной территории не разрабатывался и не утверждался, судами ссылки административного истца на утвержденный постановлением главы городского округа Жуковский от 30 декабря 2009 года проект планировки территории не приняты во внимание, так как указанное не ставит под сомнение внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о зоне ОУИТ (охранной зоне инженерных коммуникаций, реестровый номер 50:00-6.924), поскольку вопрос о наличии или отсутствии оснований для внесения сведений о названной зоне предметом рассматриваемого спора не является; документы территориального планирования и градостроительного зонирования не устанавливают такие зоны, а только отображают их в картографических материалах правил землепользования и застройки и генерального плана.
Помимо этого, судами учтено, что административный истец является собственником только одного земельного участка, право аренды последнего на земельные участки с кадастровыми номерами N прекращено в 2020 году на основании судебного решения; территория последнего земельного участка использовалась и используется, как часть улично-дорожной сети городского округа Жуковский и представляет собой автомобильную дорогу общего пользования местного значения - территорию "адрес", которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "адрес", утвержденный постановлением администрации городского округа Жуковский от ДД.ММ.ГГГГ N.
При изложенных обстоятельствах расположение земельного участка, с кадастровым номером N, в территориальной зоне Т (зона транспортной инфраструктуры) согласно оспариваемым Правилам землепользования и застройки соответствует функциональному назначению территории, установленной Генеральным планом в редакции решения от 15 октября 2020 года N 66/СД.
Указывая о необоснованности доводов административного истца о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части внесения в описания КУРТ-1 общей площади застройки многоквартирной застройки - 16, 31 кв.м, в отсутствие указания на общую площадь нежилой застройки - 51, 3 кв.м, суды сослались на то, что в целях определения параметров развития и критериев включения земельных участков в границы территории для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию постановлением Правительства Московской области от 9 октября 2017 года N 835/30 утверждена Методика определения устойчивости развития территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в соответствии с которой перечень предельных и расчетных параметров при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий при осуществлении градостроительной деятельности дифференцирован по видам территорий комплексного и устойчивого развития Московской области.
В оспариваемой части градостроительный регламент КУРТ-1 соответствует виду КУРТ в границах территории планируемой жилой застройки, указанному в названной Методике.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Звездный" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.