Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хачатряна А М подана кассационная жалоба на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатряна А М к Нижегородской таможне о признании незаконным отказа в выпуске в свободное обращение транспортное средство.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хачатрян А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Нижегородской таможне о признании незаконным отказа в выпуске в свободное обращение транспортное средство, просил признать незаконным отказ Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной Таможенной Службы в лице Марийского таможенного поста от 4 августа 2021 года N, в выпуске в свободное обращение личного транспортного средства - автомобиля марки Ford Fusion VIN N, 2015 года выпуска принадлежащего Хачатряну А.М, без представления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, обязать осуществить выпуск в свободное обращение транспортного средства с предоставлением льгот предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
В обоснование административного иска указал, что является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. После получения гражданства РФ истец обратился в Марийский таможенный пост по вопросу оформления личного транспортного средства без уплаты таможенных платежей в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, но 5 августа 2021 года получен отказ в оформлении транспортного средства без уплаты таможенных платежей.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 9 декабря 2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 ноября 2022 года, Хачатрян А.М. просит отменить вышеназванные акты. Указывает, что он как участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов.
На кассационную жалобу Нижегородской таможней представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив письменные возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, Хачатрян А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации по статусу переселения, а также участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
По договору купли-продажи от 24 сентября 2019 года N 16 Хачатрян А.М. приобрел транспортное средство Ford Fusion N, 2015 года выпуска, 25 сентября 2019 года получил свидетельство об учете транспортного средства и зарегистрировал право собственности.
28 сентября 2020 года Хачатряну А.М. выдано свидетельство N участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
30 декабря 2020 года Хачатрян А.М. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, 12 января 2021 года зарегистрирован по адресу: "адрес".
19 июля 2021 года обратился в Марийский таможенный пост по вопросу оформления личного транспортного средства без уплаты таможенных платежей в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
5 августа 2021 года Марийским таможенным постом Хачатряну А.М. отказано в оформлении личного транспортного средства без уплаты таможенных платежей по тем основаниям, что освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам, осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами участницами ЕАЭС.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что спорное транспортное средство, ввезено в Республику Армения в 2019 году, таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличным от ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС, статусом товара ЕАЭС не обладает, а является иностранным товаром, разница сумм таможенных пошлин не уплачена, необходимая совокупность условий для удовлетворения требований в виде незаконности действий административного ответчика, нарушающих права административного истца, отсутствует.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1)
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом (пункт 1 статьи 14).
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7).
Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подпункт "а" пункта 19, пункт 44 в редакции на день возникновения спорных правоотношений).
Исходя из пункта 6 Приложения N 3, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства.
При этом необходимо отметить, что такое освобождение предоставляется при соблюдении определенных условий, в том числе:
- ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;
- транспортное средство находилось в собственности и было зарегистрировано на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.
На основании статьи 5 ТК ЕЭАС Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза составляют территории государств-членов: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 2 ТК Евразийского экономического союза иностранным лицом признается лицо, не являющееся лицом государства-члена.
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене, является лицом государства-члена.
Порядок ввоза, а также необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от того, каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно статусом иностранного товара, или товара ЕАЭС.
На основании вышеизложенного, освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам, осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами -участницами ЕАЭС.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 ТК ЕАЭС, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным в г. Минске 10 октября 2014 года (дата вступления в силу Договора 2 января 2015 года).
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
Вопросы статуса автомобилей, ввезенных в Республику Армению для личного пользования и размера подлежащих уплате таможенных платежей в переходный период присоединения Республики Армения к праву Евразийского экономического союза, регламентированы Приложениями 3 и 4 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении), который подписан 10 октября 2014 года, а также решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - участников ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), определены пунктами 30-37 Приложения N 3 к Договору.
Из положений пунктов 30 - 31 приложения N 3 к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением N 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных ЕТТ ЕАЭС, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30, 31 и 35 Условий и переходных положений предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 Условий и переходных положений, по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Суды пришли к правильному выводу о том, что транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 27 мая 2019 года с уплатой ставок на 27 мая 2019 года, установленных в Республике Армения и отличных от ставок, установленных приложением N 2 к Решению Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года N 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.
Судами верно установлено, что транспортное средство Ford Fusion VIN N, 2015 года выпуска, принадлежащее Хачатряну А.М, статусом товара ЕАЭС не обладает, разница в таможенных платежах не уплачена.
Принимая во внимание, что спорное транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и в силу пункта 31 Условий и переходных положений имеют статус иностранного товара, в отношении них административным ответчиком, являющимся резидентом Российской Федерации, при их ввозе на территорию Российской Федерации необходимо было осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения N 2 "Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа" к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам (лицам, не проживающим в странах ЕАЭС), осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами - участницами ЕАЭС.
Таким образом, при переселении физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637) освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимого автотранспортного средства, регламентированное пунктом 6 приложения N 3 Решения Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года N 107 внутри территории других государств - членов ЕАЭС не предоставляется, исходя из его статуса, как лица государства-члена ЕАЭС.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хачатряна А М - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.