Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области на решение Советского районного суда города Липецка от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства по Липецкой области к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области Алексеевой Олесе Владимировне, Межрайонному отделению по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Управление жилищно-коммунального хозяйства по Липецкой области (далее - Управление ЖКХ по Липецкой области, Управление) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просило освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области (далее - МО по ОВИП УФССП по Липецкой области) Алексеевой О.В. от 24 декабря 2021 года по исполнительному производству N.
В обоснование требований указывало, что решением суда на Управление возложена обязанность предоставить ФИО на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Считало, что в данном случае отсутствует вина должника в неисполнении исполнительного документа, поскольку им предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда.
Решением Советского районного суда города Липецка от 20 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 августа 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления. Размер исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МО по ОВИП УФССП по Липецкой области Алексеевой О.В. от 24 декабря 2021 года по исполнительному производству N, подлежащего взысканию с Управления ЖКХ Липецкой области, снижен до 37 500 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 11 ноября 2022 года, Управление Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области просит судебные акты отменить. Считает, что доводы, на которые ссылается административный истец, не могут быть признаны в качестве оснований для снижения размера исполнительского сбора, а лишь могут являться основанием для отсрочки исполнения решения суда. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, вступившим 25 мая 2021 года в законную силу заочным решением Советского районного суда города Липецка от 7 апреля 2021 года по гражданскому делу N на Управление ЖКХ по Липецкой области возложена обязанность по предоставлению ФИО на состав семьи 1 человек жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующего санитарно-техническим требованиям.
Взыскатель поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда в Елецком районе Липецкой области, зарегистрирована по адресу: "адрес".
На основании исполнительного листа, выданного по указанном гражданскому делу, 28 мая 2021 года в МО по ОВИП УФССП по Липецкой области возбуждено исполнительное производство N в отношении Управления. Должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Факт получения копии постановления административным истцом не оспаривается, подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Управлением в адрес заместителя начальника МО по ОВИП УФССП по Липецкой области было направлено письмо о том, что закупка жилого помещения для ФИО запланирована на 2021 год.
Заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МО по ОВИП УФССП по Липецкой области Алексеевой О.В. 24 декабря 2021 года вынесено постановление о взыскании с Управления исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия оснований для освобождения Управления от взыскания исполнительского собора не имеется, но наличия оснований для снижения размера исполнительского сбора.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ) установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 вышеуказанного Постановления).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что Управление 1 июля 2021 года обращалось в администрацию Липецкой области об увеличении лимитов бюджетных ассигнований на выполнение задачи по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 2022-2024 годы. Также 7 июля 2021 года Управление обращалось к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность о получении бюджетного кредита на ускоренное финансирование проекта многоквартирного дома в качестве пилотного для полной ликвидации в 2023 году очереди на получение квартир лиц из числа детей-сирот.
Администрацией Липецкой области 1 сентября 2021 года в адрес Минстроя России направлена заявка о наличии потребности в использовании бюджетных кредитов, оставленная без удовлетворения.
Между Минстроем России и администрацией Липецкой области 24 декабря 2021 года заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, согласно которому в 2022 году размер субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, составил 82 839 324 рублей 32 копейки, такие же суммы установлены в 2023 и 2024 годах.
Заключено соглашение от 21 января 2022 года N 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии ОБУ "Эксплуатация жилищного фонда" на приобретение жилых помещений в государственную собственность Липецкой области для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому Управление предоставило Учреждению указанную субсидию в размере 377 125 235 рублей 13 копеек.
Из материалов дела также усматривается, что в 2021 году в целях исполнения судебных решений в отношении взыскателей, проживающих в Лебедянском районе, проведены 57 электронных аукционов, из них 42 признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок участников, по результатам 15 были заключены контракты с АО "Свой дом" на приобретение жилых помещений (квартир) в городе Лебедяни Липецкой области, которые будут созданы в будущем. Все контракты решением заказчика от 19 ноября 2021 года были расторгнуты в одностороннем порядке, по причине неисполнения продавцом условий контрактов. АО "Свой дом" занесен в реестр недобросовестных поставщиков.
В первом квартале 2022 года по результатам мониторинга рынка жилья в соответствии с приказом ОБУ "ЭКЖИЛФОНД" проводились запланированные закупки в других районах Липецкой области и областном центре, организовано и проведено 143 закупки жилых помещений, по итогам заключено 94 контракт, 49 закупок признаны несостоявшимися.
Очередная закупка в этих же целях запланирована на второй квартал 2022 года после доведения лимитов денежных средств.
В настоящее время ФИО находится в списке взыскателей, которым положено предоставление жилого помещения "адрес".
Приказами ОБУ "Эксплуатация жилищного фонда" от 25 марта 2022 года установлено, что в целях исполнения судебных решений и обеспечения государственных нужд Липецкой области необходимо провести аукционы, соответственно, в электронной форме на приобретение жилого помещения в Лебедянском районе Липецкой области.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований и снижении размера исполнительского сбора.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.