Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную индивидуального предпринимателя Рящикова Ильи Александровича на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Рящикова Ильи Александровича к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией с городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
индивидуальный предприниматель Рящиков И.А. обратился в суд с административным иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Балаковского района, администрация), в котором с учетом уточнения просил признать недействующим нормативный правовой акт - постановление администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы, нестационарных торговых объектов его нестационарного торгового объекта " "данные изъяты"", расположенного по адресному ориентиру "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района на 2021-2025 годы. Указанный нормативный правовой акт опубликован на сайте администрации Балаковского района. Административный истец считает его незаконным в части невключения административным ответчиком в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района его нестационарного торгового объекта " "данные изъяты"", находившегося в Схеме размещения, утвержденной постановлением администрации Балаковского района от 13 июля 2018 года N 2631, под N и расположенном по адресному ориентиру: "адрес", нарушающим его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.
Рящиков И.А, являясь индивидуальным предпринимателем, имеющим нестационарный торговый объект, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, так как его нестационарный торговый объект не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района.
В 2020 году индивидуальный предприниматель Рящиков И.А. был уведомлен административным ответчиком о том, что его нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне теплосети и по этому основанию он не будет включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района Саратовской области. При этом доказательств того, что нестационарный торговый объект находится в охранной зоне теплосети, ему представлено не было. Указывал, что нестационарный торговый объект находится за пределами охранной зоны теплосети и эксплуатируется им 10 лет. За указанный период администрация Балаковского муниципального района не предъявляла ему претензии о нахождении торгового объекта в охранной зоне. Считал, что, утверждая Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района в 2018 году и включая в нее объект, принадлежащий административному истцу, администрация Балаковского района получала согласие от публичного акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - ПАО " "данные изъяты""), являющегося правообладателем теплосети, на его размещение.
Полагал, что нормативный правовой акт, принятый администрацией Балаковского района, противоречит приказу Министерства экономического развития Саратовской области от 18 октября 2016 года N 2424, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, Федеральному закону N 209 от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства", Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р. Полагал, что административный ответчик не имел права не включать нестационарный торговый объект индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021- 2025 годы по основанию нахождения в охранных зонах инженерных коммуникаций, так как оно находилось в ранее утвержденной Схеме размещения.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 28 ноября 2022 года через суд первой инстанции, индивидуальный предприниматель Рящиков И.А. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы своего административного иска и апелляционной жалобы, указывает, что постановление администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области" является незаконным в части невключения административным ответчиком в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района его нестационарного торгового объекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В статье 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно статье 7 названного Федерального закона, по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности, Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии со статьей 10 данного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В силу части 6 статьи 10 указанного Федерального закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Решением Совета муниципального образования город Балаково от 12 декабря 2005 года N 14 принят Устав муниципального образования город Балаково, в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 3 которого к вопросам местного значения муниципального образования город Балаково Саратовской области в соответствии с федеральным законодательством относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2015 года N 938, к компетенции администрация Балаковского муниципального района относится осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, муниципальными правовыми актами Балаковского муниципального района.
Согласно части 2 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области установлено, что администрация Балаковского муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования город Балаково, установленные (федеральными законами, законами Саратовской области. Уставом муниципального образования город Балаково, а также иными муниципальными правовыми актами муниципального образования город Балаково.
Постановлением администрации Балаковского района от 17 августа 2015 года N 3238 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области с периодом действия с 1 октября 2015 года по 1 июля 2020 года, с последующими изменениями и дополнениями, в том числе в редакции постановления администрации Балаковского района от 13 июля 2018 года N 2631, согласно которому в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области поименован нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N (порядковый номер в Схеме " N") - киоск " "данные изъяты"", с адресным ориентиром: "адрес".
Рящиков И.А, зарегистрированный с 17 мая 2005 года в качестве индивидуального предпринимателя, 19 декабря 2016 года обратился в отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского района с заявлением о выдаче учетной карточки размещения объекта потребительского рынка (киоска) по адресу: "адрес", с указанием площади занимаемого участка 10 кв. м.
Индивидуальному предпринимателю Рящикову И.А. 12 сентября 2017 года выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по адресу: "адрес", действительная до 9 сентября 2018 года. По его повторному обращению от 18 сентября 2018 года отделом потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского района индивидуальному предпринимателю Рящикову И.А. 4 октября 2018 года выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по тому же адресу, действительная до 1 июля 2020 года.
Положением о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области, утвержденным постановлением администрации Балаковского района от 25 мая 2015 года N 2303, и Порядком предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением администрации Балаковского района от 29 мая 2018 года N 2001, установлено, что документом, подтверждающим право субъекта торговой деятельности на размещение нестационарных объектов является выданная администрацией "учетная карточка размещения объекта потребительского рынка" на срок не более чем срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации Балаковского района от 17 августа 2015 года N 3238.
На основании постановления администрации Балаковского района от 19 мая 2020 года N 1592 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019)", срок действия учетных карточек продлевался до 31 декабря 2020 года.
Постановление администрации Балаковского района 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района" соответственно утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области на период действия 2021-2025 годов и признано утратившим силу постановление администрации Балаковского района от 17 августа 2015 года N 3238 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района". При этом в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы не включен нестационарный торговый объект " "данные изъяты"", расположенный по адресному ориентиру: "адрес", ранее предоставленный индивидуальному предпринимателю Рящикову И.А.
Постановление администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 опубликовано в газете "Балаковские вести" от 1 октября 2020 года N 39д (4461).
В силу подпункта "а" пункта 1 пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования). Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона Саратовской области от 24 февраля 2016 года N 14-ЗСО "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Саратовской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Саратовской области, муниципальных нормативных правовых актов" (далее - Закон Саратовской области N 14-ЗСО) оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях, предусмотренных частью 5 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, и в соответствии с указанным Законом Саратовской области.
Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района Саратовской области в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - субъекты) или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов и районного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области установлена Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением администрации Балаковского района от 29 декабря 2016 года N 4645 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 названного Порядка оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского района Саратовской области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского района Саратовской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты правовых актов).
Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов: разработка проекта правового акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта и их публичное обсуждение; подготовка заключения об ОРВ проекта правового акта (далее - заключение об ОРВ) (пункт 1.4 Порядка).
Публичное обсуждение проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта (далее - публичное обсуждение) включает в себя: размещение информационного сообщения о проведении публичного обсуждения, текста проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления Балаковского района (далее - официальный сайт); анализ поступивших предложений по проекту правового акта (пункт 1.5 Порядка).
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно выводам заключений от 15 июля 2020 года N 384 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского района "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района", от 30 сентября 2021 года N 625 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области "О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района", в указанных проектах постановлений отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов данных субъектов и бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области.
Информационные сообщения о проведении публичного обсуждения указанных проектов постановлений администрации Балаковского района, сводные отчеты о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключения об оценке регулирующего воздействия проектов постановлений администрации Балаковского района размещены на официальном сайте администрации Балаковского района.
В рассматриваемом случае, как верно установлено судами, постановление администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района" каких-либо запретов и ограничений для ведения предпринимательской деятельности административным истцом не содержит.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Рящиков И.А. не лишен права осуществлять законную предпринимательскую деятельность в иных местах и был заблаговременно уведомлен о том, что место размещения нестационарного объекта с адресным ориентиром: "адрес", будет исключено из Схемы, однако каких-либо возражений от него в адрес административного ответчика не поступило.
Установлено, что проект оспариваемого нормативного правового акта направлен административным ответчиком в Торгово-промышленную палату Саратовской области, что административным истцом не оспаривается. При этом, вопреки доводам Рящикова И.А, уведомление уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области обязательным не является, таких требований действующее законодательство не содержит.
В части доводов административного истца относительного того, что Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района, не была согласована прокуратурой города Балаково Саратовской области и в адрес администрации Балаковского района было направлено соответствующее представление, судами отмечено, что согласование прокуратурой проекты нормативного акта органа местного самоуправления не является обязательным условием вступление его в законную силу, а на представление административным ответчиком в установленные законом сроки в адрес прокуратуры направлен соответствующий ответ.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела участвующие в деле представители прокуратуры указывали, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и не противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций относительно принятия администрацией Балаковского района оспариваемого постановления от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района" в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования. Основания для переоценки данных выводов судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении требования индивидуальному предпринимателю Рящикова И.А. по существу невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы его нестационарного торгового объекта " "данные изъяты"", расположенного по адресному ориентиру: "адрес", суд первой инстанции, с которым согласился областной суд, исходил из того, что место под размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресному ориентиру: "адрес" (ранее кадастровый номер N), расположено в охранной зоне коммуникаций, при этом фактическое местоположение нестационарного торгового объекта индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. установлено на земельном участке с кадастровым номером N.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По существу доводы индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. сводятся к тому, что его нестационарный торговый объект находится за пределами охранной зоны теплосети, эксплуатируется им около 10 лет и был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского района в 2018 году по согласованию с ПАО " "данные изъяты"", являющегося правообладателем теплосети, на его размещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, иными федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон).
Согласно пункту 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов зон с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе отнесены, охранные зоны объектов тепловых сетей.
Правовой режим технических (охранных) зон тепловых сетей установлен приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее по тексту - Типовые правила).
В соответствии с пунктом 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07- 86 "Тепловые сети".
В пункте 5 Типовых правил установлен запрет на производство в пределах охранных зон действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возведение временных сооружений.
В соответствии с пунктом 6.2 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 8 декабря 2011 года N742-ст, не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей.
Как следует из материалов дела, 17 октября 2019 года ПАО " "данные изъяты"" в ответ на обращение администрации Балаковского района направило схемы земельных участков под планируемое размещение нестационарных торговых павильонов (НТО) с условно нанесенными тепловыми сетями, находящихся на обслуживании и в собственности филиала ПАО " "данные изъяты"" "Саратовский". Из приложенной к ответу схемы следует, что ПАО " "данные изъяты"" не согласовывает размещение нестационарного объекта на земельном участке с кадастровым номером N с указанием на необходимость вынесения НТО за пределы охранной зоны - 3 метра от края строительной конструкции.
Из ответа ПАО " "данные изъяты"" от 13 января 2022 года N следует, что в районе многоквартирных домов N и N ("адрес") проложена в непроходных каналах подземная тепломагистраль Ду 300 мм, являющаяся собственностью ПАО " "данные изъяты"". В период с 2014 года по 2017 год на участке тепломагистрали Ду 300 мм по "адрес" было выявлено и устранено несколько дефектов с проведением вскрышных работ.
В сообщении от 20 января 2022 года N в адрес администрации Балаковского района ПАО " "данные изъяты"" указывает, что согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером N снят с учета. На земельном участке с кадастровым номером N отсутствуют объекты, находящиеся в охранной зоне тепловой сети в эксплуатационной ответственности филиала ПАО " "данные изъяты"" "Саратовский". Также 2 августа 2021 года устранено нарушение охраной зоны тепловой сети 2 ДУ 400 мм на земельной участке с кадастровым номером N ("адрес").
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 января 2022 года теплотрасса магистральная N с кадастровым номером N находится, в том числе в пределах объектов недвижимости [земельных участков] с кадастровыми номерами N, N.
При этом согласно схеме расположения земельных участков в районе домов N и N по "адрес", что не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером N территориально был расположен в непосредственной близи с земельным участком с кадастровым номером N и при этом на одной линии проходящей тепломагистрали, что также нашло подтверждение в заключении судебной экспертизы от 17 декабря 2021 года N, проведенной экспертами ООО " "данные изъяты"" в рамках административного дела N, находившегося на рассмотрении Балаковского районного суда Саратовской области, об оспаривании постановления администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района".
Как указано в акте фактического местонахождения нестационарного торгового объекта от 10 января 2022 года, в результате обследования установлено фактическое местоположение нестационарного торгового объекта индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. на земельном участке с кадастровым номером N. Данный земельный участок относится к территории многоквартирного дома, адресный ориентир: между домами N и N по "адрес".
Указанное фактическое местонахождение нестационарного торгового объекта административный ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал. Доказательств обратного при рассмотрении дела представлено не было.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, выводы судебных инстанций, изложенные в судебных актах, о правомерности невключения нестационарного торгового объекта по указанному адресу в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденную постановлением администрации Балаковского района от 29 сентября 2020 года N 3320, верными.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 июня 2022 года оставить без изменений, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рящикова Ильи Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.