Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2022 года гражданское дело по иску Астахова Юрия Михайловича Военному комиссариату Калужской области о заключении трудового договора, выплате денежного довольствия, выплате пени за задержку выплаты денежного довольствия
по кассационной жалобе Астахова Юрия Михайловича
на решение Калужского районного суда Калужской области от 1 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-1-822/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 июня 2022 года гражданскому делу N 33-1578/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения истца Астахова Ю.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Астахов Ю.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Калужской области о заключении трудового договора, выплате денежного довольствия, выплате пени за задержку выплаты денежного довольствия.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 июня 2022 года, исковые требования Астахова Ю.М. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Астахов Ю.М. просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на представление в материалы дела доказательства, подтверждающие факт допуска к исполнению трудовых обязанностей.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Обращаясь с иском о заключении трудового договора и взыскании заработной платы, Астахов Ю.М. указал, что фактически был допущен к выполнению обязанностей военкома Военного комиссариата Жуковского района Калужской области, затем ему необоснованно было отказано в оформлении трудовых отношений, зарплата не выплачена.
Как установлено судом, 9 декабря 2020 года Астахов Ю.М. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" и предложил свою кандидатуру на замещение вакантной должности военного комиссара Жуковского района Калужской области.
Астахову Ю.М. был разъяснен порядок назначения на должность военного комиссара муниципального образования.
10 декабря 2020 года Астахов Ю.М. прибыл к врид военного комиссара военного комиссариата Жуковского района Калужской области и представился кандидатом к назначению на должность военного комиссара Жуковского района Калужской области.
Военным комиссаром Калужской области врид военного комиссара военного комиссариата Жуковского района Калужской области ФИО7 дано устное указание кратко ознакомить Астахова Ю.М. с общей деятельностью военного комиссариата Жуковского района Калужской области без предоставления рабочих документов и документов, составляющих государственную тайну.
Врид военного комиссара военного комиссариата Жуковского района Калужской области устно довел до Астахова Ю.М. общие положения деятельности военного комиссариата Жуковского района Калужской области.
Суд установилиз показаний допрошенного в качестве свидетеля врид военного комиссара военного комиссариата Жуковского района Калужской области, что в процессе знакомства Астахов Ю.М. добровольно предложил оказать помощь с осенним призывом граждан "Осень - 2020", а именно, в добровольном розыске призывников. Астахов Ю.М. добровольно приступил розыску, в связи с чем, для посещения Пенсионного фонда, ОМВД по Жуковскому району и ОМВД г. Обнинска, Астахову Ю.М. врид военного комиссара Военного комиссариата Жуковского района Калужской области без согласования с военным комиссаром Калужской области выданы доверенности для оказания помощи сотрудникам.
За допущенные нарушения законодательства о персональных данных врид военного комиссара Военного комиссариата Жуковского района Калужской области привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно представлению военной прокуратуры Калужского гарнизона от 12.11.2021 г, в соответствии с номенклатурой должностных лиц и работников Военного комиссариата области от 1 августа 2019 года (инв. N2364) должность военного комиссара района подразумевает наличие оформленного в установленном порядке допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по 2 форме (совершенно секретно).
Как следует из материалов дела, 11 декабря 2020 года Астахов Ю.М. предоставил в Военный комиссариат Калужской области документы для оформления ему соответствующего допуска.
30 марта 2021 года в военный комиссариат Калужской области поступило заявление Астахова Ю.М. от 10 декабря 2020 года о принятии его на должность военного комиссара Жуковского района Калужской области.
В ответе военного комиссара Калужской области от 30 апреля 2021 года N1220 Астахову Ю.М. разъяснено, что для принятия на работу на должность военного комиссара Жуковского района Калужской области необходим допуск к государственной тайне по второй форме, оформлением которого занимается военный комиссариат. После получения допуска к государственной тайне на истца будут оформлены необходимые материалы и представлены начальнику организационно-мобилизационного управления штаба Западного военного округа для согласования назначения кандидатуры истца на должность военного комиссара муниципальных образований. Порядок назначения на должности военных комиссаров муниципальных образований утвержден 6 июня 2017 года начальником организационно-мобилизационного управления штаба Западного военного округа. Данный порядок назначения на должность военного комиссара муниципального образования неоднократно доводился до Астахова Ю.М. устно с необходимыми разъяснениями. В связи с изложенным, заявление истца оставлено без реализации.
7 июня 2021 года в Военный комиссариат Калужской области поступило заявление Астахова Ю.М. от 3 июня 2021 года о выплате ему заработной платы с 10 декабря 2020 года по настоящее время.
В ответе военного комиссара Калужской области от 6 июля 2021 года за N1482 Астахову Ю.М. разъяснено, что в трудовых отношениях с военным комиссариатом Калужской области он не состоит, трудовой договор о его приеме на работу и назначении на вышеуказанную должность не заключался, приказ о назначении на должность не издавался, в связи с этим, оснований для удовлетворения просьбы о выплате денежных средств у военного комиссариата Калужской области не имеется. Истцу рекомендовано для исключения случаев ввода в заблуждение адресатов учреждений и организаций различных форм собственности не подписывать свои письма, заявления или обращения с указанием должности военного комиссара Жуковского района Калужской области, так как Астахов Ю.М. не был назначен на данную должность. Также истцу разъяснено, что с марта 2020 года и по настоящее время обязанности военного комиссара Жуковского района Калужской области исполняет Жуков О.В, состоящий в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Калужской области.
В своих анкетных данных, а также в представленной справке Астахов Ю.М. указал о том, что ранее был судим по двум статьям: в 2007 году осужден по ст. 160 УК РФ "Присвоение или растрата" и в 2012 году осужден по ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". При этом указал, что судимости сняты.
Согласно материалам дела, 21 мая 2021 года за N1624 в Военный комиссариат Калужской области поступили указания начальника организационно-мобилизационного управления штаба Западного военного округа об исключении представлений и назначений кандидатов на должности в военные комиссариаты, ранее привлекавшихся к уголовной (административной) ответственности лиц.
10 ноября 2021 года из отдела ФСБ России по Подольскому гарнизону в отношении Астахова Ю.М. поступил допуск по второй форме к государственной тайне N N от ДД.ММ.ГГГГ
12 ноября 2021 года ответчик уведомил Астахова Ю.М. о том, что его кандидатура на должность военного комиссара Военного комиссариата Жуковского района Калужской области не подлежит рассмотрению на заседании аттестационной комиссии военного комиссариата Калужской области, а заявление о приеме на работу - удовлетворению. Также в указанном уведомлении ответчик попросил вернуть в адрес военного комиссариата Калужской области все выданные на его имя доверенности. Комплект документов для трудоустройства был возвращен истцу.
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7 Положения о военных комиссариатах).
Согласно пункту 9 Положения о военных комиссариатах в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром. Пунктами 20, 21 Положения о военных комиссариатах установлено, что военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар утверждает положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает военным комиссарам муниципальных образований доверенности на осуществление служебной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в частности, назначения на должность или утверждения в должности.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Астаховым Ю.М. требований о заключении трудового договора, выплате денежного довольствия, выплате пени за задержку выплаты денежного довольствия, суды установили необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам, в том числе, показаниям допрошенного судом свидетеля, пришли к обоснованному выводу об отсутствии трудовых отношений между истцом и Военным комиссариатом Калужской области, поскольку назначения истца на указанную должность не имело место, документы на истца, как на кандидата, к замещению вакантной должности не направлялись, т.к. истец ранее был судим, в том числе, за преступление в сфере экономики. Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, свидетельствующих о ежедневном выполнении трудовых обязанностей, в соответствии с установленным режимом рабочего времени Астаховым Ю.М. в должности военного комиссара Жуковского района Калужской области в материалы дела не представлены.
Суды верно исходили из того, что назначение на должность военного комиссара района требует проведения определенной процедуры, которая не соблюдена.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 16, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные истцом в жалобе доводы о доказанности трудовых отношений, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Астахова Юрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.