Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Соломатиной С.Н. к Управлению Росгвардии по Липецкой области, Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" о взыскании выходного пособия, индексации по единовременному пособию, компенсации за предметы вещевого имущества личного пользования, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области"
на решение Советского районного суда г.Липецка от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Соломатина С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Росгвардии по Липецкой области, Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" о взыскании выходного пособия, индексации по единовременному пособию, компенсации за предметы вещевого имущества личного пользования, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Решением Советского районного суда г.Липецка от 18 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Соломатиной С.Н. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области о взыскании индексации по единовременному пособию отказано. С Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" в пользу Соломатиной С.Н. взыскана денежная компенсация в размере 33082 рубля, в удовлетворении исковых требований о взыскании выходного пособия, компенсации морального вреда, расходов на представителя отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 августа 2022 года решение Советского районного суда г.Липецка от 18 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" Суховой А.Н. изложена просьба об отмене решения Советского районного суда г.Липецка от 18 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 августа 2022 года в части взыскания компенсации за вещевое имущество ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Судебные акты не обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований об индексации по единовременному пособию, взыскании выходного пособия, компенсации морального вреда, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции в указанной части в соответствии с требованиями части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года удовлетворено ходатайство представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" Суховой А.Н. об участии в судебном заседании путём использования системы веб-конференции.
Учитывая, что представителем ответчика не обеспечена техническая возможность участия в судебном заседании путём использования системы веб-конференции, судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области".
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО7 служил в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 октября 2016 года по 25 марта 2021 года ФИО7 (прапорщик полиции) проходил службу в должности полицейского в отдельном батальоне полиции отдела вневедомственной охраны по "адрес" - филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес"" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по "адрес"").
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер.
Согласно заключению служебной проверки ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" от ДД.ММ.ГГГГ по обстоятельствам смерти ФИО7, смерть наступила в период прохождения службы и не связана с исполнением служебных обязанностей.
Приказом ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" от 26 марта 2021 года ФИО7 исключен из списков личного состава (в связи со смертью).
Судами установлено, что 2 июля 2021 года супруге умершего Соломатиной С.Н. и дочери ФИО9 произведена выплата единовременного пособия в размере 4 281 438 рублей 52 копеек с учетом индексации, установленной постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N333, от 17 июня 2014 года N 554, от 30 декабря 2014 года N 1609, от 26 января 2017 года N 88, от 07 марта 2018 года N 238, от 12 апреля 2019 года N 435, от 27 января 2020 года N 49, от 28 января 2021 года N 70.
Разрешая требования Соломатиной С.Н. в части взыскания денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, суд первой инстанции, с учетом требований Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", приказа Росгвардии от 28 ноября 2020 года N 472 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием и предоставления отдельных (денежных) выплат в войсках национальной гвардии Российской Федерации", приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат", исходил из того, что поскольку на день смерти ФИО7 имел право на получение предметов вещевого имущества личного пользования, соответственно, у него имелось право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, пришел к выводу, что сумма денежной компенсации предметов вещевого имущества личного пользования на день смерти ФИО7 33 082 рубля должна быть выплачена истцу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам, основанными на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В пункте 4 указанного постановления отмечено, что поскольку в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.
Принимая решение по вышеуказанному гражданскому делу, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Приказа Росгвардии от 28 ноября 2020 года N 472 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием и предоставления отдельных (денежных) выплат в войсках национальной гвардии Российской Федерации", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ФИО7 проходил службу в звании прапорщика полиции в должности полицейского в отдельном батальоне полиции отдела вневедомственной охраны по "адрес" - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по "адрес"".
Согласно статье 4 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (части 1, 2 статьи 4).
В силу статьи 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 510 утверждено Положение о федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий.
Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии.
Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения (органы) войск национальной гвардии); организации войск национальной гвардии.
Полномочия по вневедомственной охране осуществляют войска национальной гвардии (пункт 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года N226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
В частности, войска национальной гвардии вправе: охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; охранять имущество граждан и организаций.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" указано распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона) (часть 1 статьи 44 Федерального закона).
В части 2 статьи 44 указанного Федерального закона указано: наделить руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии), правами и полномочиями, установленными для руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, при решении вопросов поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, ее прохождения и прекращения, а также предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, гражданам, уволенным со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членам их семей и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, социальных гарантий.
Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 227-ФЗ лица, имеющие специальные звания, переведенные в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской Федерации, с их согласия могут быть приняты на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации без прохождения испытания, проведения аттестации, мероприятий по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору, а также без проверки соответствия установленным требованиям по уровню их образования, квалификации и физической подготовки. Первый контракт о прохождении военной службы с указанными лицами заключается без учета ограничений, установленных пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии.
Учитывая, что ФИО7 проходил службу в отдельном батальоне полиции отдела вневедомственной охраны по "адрес" - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по "адрес"", в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на него распространялись положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона).
Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также возмещения лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, стоимости выданных предметов вещевого имущества личного пользования в случае расторжения контракта и увольнения их со службы утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21 января 2019 года N 8 (зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2019 года N 53790).
Разрешая заявленные Соломатиной С.Н. требования, суды первой и апелляционной инстанций применили нормы Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", приказа Росгвардии от 28 ноября 2020 года N 472 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием и предоставления отдельных (денежных) выплат в войсках национальной гвардии Российской Федерации", приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат", не подлежащих применению к спорным правоотношениям, в то время как следовало руководствоваться нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в их исполнение положениями, регулирующими спорные правоотношения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке является применение закона, не подлежащего применению к правоотношению сторон.
Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства и требования закона, судебная коллегия по гражданским делам находит судебные акты подлежащими отмене, а гражданское дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г.Липецка от 18 марта 2022 года и апелляционное определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 августа 2022 года в части взыскания компенсации за вещевое имущество отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Липецка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.