Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2022 года гражданское дело по иску Соколова Дмитрия Васильевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании права на включение военной службы по призыву в состав денежного довольствия в двойном исчислении, признании отказа в перерасчете пенсии незаконным и обязании произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Соколова Дмитрия Васильевича
на решение Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2021 года по гражданскому делу N 2-99/2021, дополнительное решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 июля 2022 года по гражданскому делу N 33-2136/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Соколов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее по тексту - УМВД по Тульской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД РФ) о признании права на включение военной службы по призыву в состав денежного довольствия в двойном исчислении, признании отказа в перерасчете пенсии незаконным и обязании произвести перерасчет пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2021 года, дополнительным решением Центрального районного суда г. Тулы от 7 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Соколова Д.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Соколов Д.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих", ввиду необходимости определения размера процентной надбавки в двойном размере в денежное довольствие для расчета пенсии.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, приказом Главного управления МЧС России по Московской области N26-НС от 31 марта 2016 года, майор внутренней службы Соколов Д.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России 31 марта 2016 года по сокращению штатов с должности старшего преподавателя цикла специальных дисциплин ФАУ ДПО "Подольский учебный центр ФПС МЧС России.
Выслуга лет по состоянию на 31 марта 2016 года составила 20 лет 00 месяцев 16 дней, в льготном исчислении - не имеет. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составила 20 лет.
На основании пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Центром пенсионного обслуживания Главного Управления МЧС России по Московской области Соколову Д.В. назначена пенсия за выслугу лет (20 лет с зачетом учебы) с 1 апреля 2016 года.
В связи с проживанием Соколова Д.В. на территории Тульской области, 7 июля 2016 года пенсионное дело N на майора внутренней службы Соколова Д.В. направлено в УМВД России по Тульской области для дальнейшего учета и выплаты пенсии по месту регистрации.
Согласно военному билету Соколова Д.В. N N, выданному военным комиссариатом г. Щекино Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, истец был призван на военную службу и направлен в воинскую часть 18 ноября 1997 года, а 18 ноября 1999 года Соколов Д.В. уволен с военной службы и направлен в Щекинский РВК Тульской области.
Из заключения N 30/175130 от 24 апреля 2016 года о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей", утвержденного заместителем начальника ГУ МВД России по Московской области, следует, что выслуга лет бывшего старшего преподавателя цикла специальных дисциплин ФАУ ДПО "Подольский учебный центр ФПС" МЧС России, майора внутренней службы Соколова Д.В. составила в календарном исчислении 20 лет 00 мес. 16 дн. (с зачетом учебы), служба: календарная - 17 лет 09 мес. 03 дн.; размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии: а) должностной оклад - 19000 рублей, б) оклад по званию - 11500 рублей, в) процентная надбавка за выслугу лет (18 лет) - 7625 рублей (25%), г) надбавка за спец.условия работы - 0 рублей (0%), а всего 38125 рублей. Сумма, принимая для исчисления пенсии (69, 45% от размера денежного довольствия) - 26477, 81 руб.
На основании статьи 13 "а" Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 Соколову Д.В. назначена пенсия за выслугу 20 лет в размере 50% денежного довольствия в сумме 13238 рублей 91 копейка в месяц, которая подлежит выплате с 1 апреля 2016 года.
В настоящее время Соколов Д.В. получает пенсию, исходя из денежного довольствия 26477 рублей 81 копейка, в размере 13238 рублей 91 копейка, с учетом индексации, произведенной с 1 января 2021 года - 17750 рублей 91 копейка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Сколов Д.В. указал, что при определении ему 20-летней выслуги при назначении пенсии, не учтена надбавка за военную службу по призыву, поскольку военная служба по призыву подлежит зачету в двойном исчислении при выплате процентных надбавок.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (наименование закона и его нормы приводится в редакции, действующей на момент обращения Соколова Д.В. с заявлением о назначении пенсии, далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1), право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона (в их числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468- I, определены в статье 18 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 18 данного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может
засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N4468- I время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст.1 Закона.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву (действительную срочную военную службу) в статье 1 Закона не указаны.
Абзацем 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468- I, предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.1993 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Частью 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468- I предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований данного Закона Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года принято Постановление N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", пунктом 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Соколова Д.В. о зачете периода прохождения военной службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении, судебные инстанции исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что расчет выслуги лет истцу ответчиком произведен правильно, процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания установлена верно, оснований для перерасчета не имеется, поскольку в спорный период истец проходил военную службу по призыву, данный период подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении.
Суды также верно исходили из того, что доказательств того, что Соколов Д.В. проходил военную службу по призыву в особых условиях не представлено.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 1993г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Соколовым Д.В. в жалобе доводы о наличии права на зачет в льготном исчислении военной службы по призыву, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актах, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2021 года, дополнительное решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 июля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова Дмитрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.