Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу главного имам-хатыба местной мусульманской религиозной организации "Махалля" г. Тюмень Зиганшина И.И. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района г. Тюмени - мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Тюмени от 23 ноября 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 01 февраля 2022 года, вынесенные в отношении местной мусульманской религиозной организации "Махалля" г. Тюмень по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района г. Тюмени - мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Тюмени от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 01 февраля 2022 года, юридическое лицо местная мусульманская религиозная организация "Махалля" г. Тюмень (далее - ММРО "Махалля") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с конфискацией литературы.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, главный имам-хатыб ММРО "Махалля" Зиганшин И.И. просит об отмене судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений урегулированы Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 251 утвержден Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с данным Перечнем к продукции религиозного назначения относятся: богослужебная литература, в том числе Священное Писание, чинопоследования, указания, ноты, служебники, требники, чиновники, канонники, минеи, а также молитвословы, религиозные календари, помянники, святцы; богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания; официальная бланковая и листовая продукция религиозных организаций, в том числе отдельные молитвы, канонические изображения, изречения, открытки и конверты религиозных организаций, патриаршие и архиерейские послания и адреса, грамоты, приглашения, дипломы духовных учебных заведений, свидетельства о совершении таинств и паломничества; аудио- и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение и соответствующую ему практику, в том числе богослужения, религиозные обряды, церемонии и паломничество; аудио- и видеоматериалы богословского и религиозно-образовательного содержания (кроме анимационных, игровых (художественных) фильмов), содержащие пособия по обучению религии и религиозному воспитанию.
Маркировке подлежат литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, как имеющие, так и не имеющие религиозное назначение.
Понятие "маркировка", используемое в статье 17 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, означает исключительно нанесение в произвольной форме (в печатном, рукописном или ином виде) полного официального наименования данной организации на любые материалы - как выпускаемые ею, так и выпущенные иными организациями, но используемые ею при осуществлении своей миссионерской деятельности. В тех случаях, когда материалы распространяются религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности, но созданы (выпущены) иной религиозной организацией, требуется наличие двух маркировок: той религиозной организации, которая непосредственно издала (произвела) материалы, и той, которая приобрела их для использования в своей миссионерской деятельности.
Как следует из представленных материалов, прокуратурой Ленинского района г. Тюмени 21 сентября 2021 года проведена проверка в отношении ММРО "Махалля", осуществляющей деятельность религиозной организации и расположенной в г. Тюмени, ул. Мельникайте, 49, в ходе которой в учебном классе мечети выявлена в свободном доступе для неопределенного круга лиц религиозная литература (религиозно-просветительские книжные издания), в нарушение требований ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 126-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", не имеющая маркировки с официальным полным наименованием религиозной организации: "данные изъяты" "данные изъяты"
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ММРО "Махалля" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела мировым судьей юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства вмененного организации правонарушения подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав данного административного правонарушения является формальным, наступление каких-либо вредных последствий не является обязательным, юридически значимым является сам факт совершенного деяния в виде осуществления религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, с нарушением, в настоящем случае, статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Утверждение заявителя о том, что все прихожане проинформированы о деятельности мечети, что исключает возможность введения в заблуждение граждан относительно религиозной направленности находящихся в помещении материалов, не имеющих маркировки, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности религиозной организации в совершении вмененного административного правонарушения.
При установленном факте наличия в помещении, в котором религиозная организация осуществляет деятельность, соответствующей религиозной литературы без положенной маркировки о наименовании организации с неограниченным доступом к ней посетителей, в настоящем случае нарушения положений статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" обоснованно установлены в деятельности ММРО "Махалля".
Суждение заявителя о том, что литература предназначена для богослужений и не используется для миссионерской деятельности, не основано на законе.
Под миссионерской деятельностью в целях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами (пункт 1 статьи 24.1 названного Федерального закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 13 марта 2018 N 579-О высказал позицию, указав на то, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности при этом является именно распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые, не будучи его последователями, вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений.
Иными словами, распространение религиозным объединением, его участниками, другими лицами вовне информации о деятельности данного религиозного объединения, проводимых им мероприятиях, включая богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, подпадает под определение миссионерской деятельности как таковой, только если содержит названный системообразующий признак: при его наличии установление факта осуществления религиозным объединением, его участниками, иными лицами миссионерской деятельности на законных основаниях требует, помимо решения иных вопросов, выявления всех признаков миссионерской деятельности, указанных в пункте 1 статьи 24.1 и пункте 2 статьи 24.2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, а его отсутствие в осуществляемой в области вероисповедных отношений деятельности свидетельствует о том, что такая деятельность не может квалифицироваться как миссионерская в смысле названного Федерального закона.
Таким образом, выводы судебных инстанций о доказанности совершения религиозной организацией административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2019 г, согласно которой под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в том числе о наличии события и состава административного правонарушения, подателем жалобы не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ММРО "Махалля" всех зависящих и реальных мер для соблюдения требований законодательства о свободе совести и религиозных организаций, в том числе в части указания своего полного наименования, не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное административное наказание в виде штрафа с конфискацией литературы назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дал оценку доводам жалобы, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района г. Тюмени - мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Тюмени от 23 ноября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 01 февраля 2022 года, вынесенные в отношении местной мусульманской религиозной организации "Махалля" г. Тюмень по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного имам-хатыба местной мусульманской религиозной организации "Махалля" г. Тюмень Зиганшина И.И. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.