Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты" "данные изъяты". на вступившее в законную силу решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" "данные изъяты" филиала ПАО "ОГК-2" - Сургутская ГРЭС-1 Тетюкова Анатолия Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 412-ОН от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года (N 12-136/2022), должностное лицо - "данные изъяты" "данные изъяты" филиала ПАО "ОГК-2" - Сургутская ГРЭС-1 Тетюков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 апреля 2022 года (N 7-301/2022) указанные постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, просит о его отмене и принятии по делу нового судебного акта.
Тетюков А.А, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представил.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2022 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), отнесен к IV классу опасности, имеет код по ФККО 9 19 201 02 39 4.
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Согласно п. 7 ст. 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1029 (далее - Порядок N 1029).
Пунктом 3 Порядка определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном п. 12 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу приведенных норм проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны до образования отходов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2021 года N 1125 с последующими изменениями в отношении ПАО "ОГК-2" (Производственный комплекс филиала ПАО "ОГК-2" - Сургутская ГРЭС-1) проведена плановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт проверки N 137 от 29 июля 2021 года.
На основании заявки на лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора N 03/2-12747 от 01 июля 2021 года должностными лицами Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно со специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (испытательная лаборатория по Нижегородской области) осуществлен выезд на объект негативного воздействия на окружающую среду - производственный комплекс филиала ПАО "ОГК-2" Сургутская ГРЭС-1.
При проведении осмотра специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" в присутствии главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Сургуте и представителя филиала ПАО "ОГК-2" Сургутская ГРЭС-1 "данные изъяты". осуществлен отбор проб отхода - песка, загрязненного нефтепродуктами (протокол отбора проб от 07 июля 2021 года).
Протоколом количественного химического анализа N 845-Отх от 20 июля 2021 года установлено, что отход - песок, загрязненный нефтепродуктами, содержит массовую долю нефтепродуктов 2, 3%.
Привлекая Тетюкова А.А. к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что филиал осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 71-0186-000505-П (объект I категории), с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с учетом образующегося отхода - песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), который отнесен к IV классу опасности, имеет код по ФККО 9 19 201 02 39 4.
Выводы должностного лица о наличии в действиях Тетюкова А.А. состава административного правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, поддержал судья городского суда.
Судья суда округа с выводами должностного лица и судьи городского суда не согласился. Отменяя вынесенные ими акты, судья окружного суда пришел к выводу о том, что обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Тетюкова А.А. к административной ответственности, не доказаны. Сотрудники филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", проводившие отбор проб и исследование проб песка, не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за дачу заведомо ложных пояснений в рамках ст. 25.8, 25.9 КоАП РФ, что является существенным нарушением требований предъявляемых КоАП РФ к порядку получения доказательств в рамках дела об административном правонарушении. В связи с этим протокол N 845-Отх от 20 июля 2021 года количественного химического анализа (КХА) проб песка, отобранных на производственном объекте Сургутской ГРЭС-1, подготовленный испытательной лабораторией по Нижегородской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", был признан ненадлежащим доказательством по делу.
В жалобе должностное лицо, выражая несогласие с решением судьи суда округа, указывает, что сотрудники ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" привлечены к участию в плановой выездной проверке на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2021 года N 1125, отбор проб и количественный химический анализ проводился не в рамках административного расследования, в связи с чем необходимость в предупреждении экспертов ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за дачу заведомо ложных пояснений отсутствовала.
Указанные доводы заслуживают внимания.
Правовыми основаниями проведения плановой выездной проверки ПАО "ОГК-2" послужили требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Частью 2 ст. 7 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ мероприятие по контролю - это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Согласно п. 7, 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ экспертные организации - это юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Эксперты - граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
В настоящем случае из материалов дела следует, что специалисты ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" привлечены к участию в проведении плановой проверки ПАО "ОГК-2" в качестве экспертов в рамках Закона N 294-ФЗ.
Отбор проб отходов, производимый главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Сургуте в присутствии специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" и представителя филиала ПАО "ОГК-2", равно, как и проведение количественного химического анализа загрязненного нефтепродуктами песка, осуществлялся в рамках плановой проверки, следовательно, протокол N 845-Отх от 20 июля 2021 года не является заключением эксперта, предусмотренным ст. 26.4 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Перечень соответствующих нарушений, признаваемых грубыми, приведенный в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит требований о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за дачу заведомо ложных пояснений экспертов, привлекаемых к участию в проведении проверки.
При таких обстоятельствах вывод судьи суда округа о том, что протокол N 845-Отх от 20 июля 2021 года, подготовленный испытательной лабораторией по Нижегородской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", является ненадлежащим доказательством по делу, несостоятелен.
Принимая во внимание положение ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья суда округа при рассмотрении жалобы на решение судьи городского суда должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ.
Неправильная оценка протокола N 845-Отх от 20 июля 2021 года не позволила судье суда округа дать ему должную правовую оценку при установлении наличия либо отсутствия в действиях Тетюкова А.А. состава административного правонарушения.
Таким образом, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 апреля 2022 года нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей суда округа ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, как то предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, и возможность возобновления производства по делу исключена. В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ранее производство по делу было прекращено.
Производство по настоящему делу на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом также подлежат отмене постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". N 412-ОН от 18 ноября 2021 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, поскольку иное повлечет ухудшение положения Тетюкова А.А, что недопустимо.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 18 ноября 2021 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - "данные изъяты" "данные изъяты" филиала ПАО "ОГК-2" - Сургутская ГРЭС-1 Тетюкова А.А, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.