Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Репьева Сергея Владимировича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора ОНДиПР по Агаповскому, Кизильскому и Нагайбакскому районам по пожарному надзору от 25 февраля 2022 года, решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Репьева Сергея Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ОНДиПР по Агаповскому, Кизильскому и Нагайбакскому районам по пожарному надзору N 64 от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2022 года (N 12-18/2022), решением судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2022 года (N 7-622/2022), Репьев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты Репьев С.В. просит их отменить, ссылаясь на необоснованность и незаконность.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 25 октября 2022 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочих обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Регулирование вопросов пожарной безопасности определяется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 3 Правил установлено, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно разделу 3 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утв. Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года N 645 (далее - Нормы), руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Как следует из обжалуемого постановления должностного лица, при проведении в соответствии с распоряжением органа государственного контроля от 31 января 2022 года N 38 плановой выездной проверки соблюдения администрацией Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области требований пожарной безопасности было установлено нарушение пункта 3 Правил, пункта 8 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 31 Норм, что выразилось в следующем:
руководитель администрации и члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму;
на территории Зингейского сельского поселения не в полной мере проводится обучение с населением мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности.
Установленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечении главы поселения Репьева С.В. к административной ответственности; с постановлением должностного лица согласились судьи районного и областного судов, оставив его без изменения.
Вместе с тем решения судей подлежат отмене в силу следующего.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Данные требования закона судьями районного и областного судов не выполнены.
На основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается помимо прочего событие административного правонарушения, которое должно подтверждаться собранными по делу доказательствами.
Соглашаясь с выводами должностного лица о том, что руководитель администрации не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, судьи не учли, что 20 декабря 2019 года глава администрации Зингейского сельского поселения Репьев С.В. прошел данное обучение (л.д. 18), однако надлежащая оценка копии удостоверения N 1078/19 дана не была, как и не решен вопрос, обоснованно ли вменено Репьеву С.В. указанное нарушение (по состоянию на 22 февраля 2022 года).
Полагая, что члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности обязаны проходить обучение по пожарно-техническому минимуму, судьи не установили, какие лица входят в состав данной комиссии, какие должности и в каких организациях они занимают, обязаны ли они проходить данное обучение (исходя из положений п. 36 Норм и других нормативных правовых актов) и несет ли глава поселения Репьев С.В. ответственность (с учетом положений п. 34 Норм) за непрохождение этого обучения в том случае, если члены комиссии не состоят в трудовых отношениях с администрацией Зингейского сельского поселения. Признавая законным постановление должностного лица, судьи не учли, что с 01 марта 2022 года Нормы утратили силу, и не установили, закреплена ли другими нормативными правовыми актами, действующими в настоящее время, обязанность тех или иных лиц по прохождению обучения по пожарно-техническому минимуму.
Также судьями не было установлено, проводятся ли на территории сельского поселения обучение с населением мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, в каком объеме и что конкретно не сделано главой поселения для реализации указанных первичных мер пожарной безопасности. Судьями не дана какая-либо оценка муниципальному контракту от 01 февраля 2022 года и акту выполненных работ от 28 февраля 2022 года N 68, представленным Репьевым С.В. в ходе рассмотрения его жалобы на постановление должностного лица (л.д. 51-54, 56).
Имеющиеся материалы дела об административном правонарушении и материалы административного органа не позволяют установить вышеуказанные обстоятельства, значимые для правильного рассмотрения дела, а судьями нижестоящих судов дополнительные доказательства не истребованы, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не допрошено.
Изложенное позволяет заключить, что жалобы Репьева С.В. рассмотрены судьями районного и областного судов формально, с нарушением требований статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ, что свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ, повлиявшем на исход дела, и не позволяет признать обжалуемые судебные решения законными. Следовательно, они подлежат отмене с возвращением дела в районный суд на новое рассмотрение, при котором судье следует установить обстоятельства дела в полном объеме, и принять законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Репьева Сергея Владимировича, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Агаповский районный суд Челябинской области.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.