Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу законного представителя администрации Осинского городского округа Григорьева А.В. на решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 10 июня 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Осинского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю N 59029/22/230343 от 11 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Осинского районного суда Пермского края от 10 июня 2022 года (N 12-55/2022), решением судьи Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года (N 72-673/2022), администрация Осинского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Осинского городского округа просит судебные акты отменить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2022 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как усматривается из материалов дела, решением Осинского районного суда Пермского края от 12 февраля 2018 года по делу N 2а-195/2018, вступившим в законную силу 13 марта 2018 года, удовлетворены исковые требования прокурора Осинского района Пермского края. На администрацию Осинского городского поселения Пермского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность:
- оборудовать стационарным электрическим освещением автомобильные дороги, проходящие по ул. Зеленая от перекрестка с ул. Молодежная до ул. Кузнечихинская; по ул. Полевая от перекрестка с ул. Молодежая до ул. Кузнечихинская; по ул. Комарова от перекрестка с ул. Молодежная до ул. Кузнечихинчская; по ул. Центральная от перекрёстка с ул. Комарова до ул. Западная; по ул. Чермодинская от перекрестка с ул. Комарова до ул. Западная; по ул. Гамицкая от перекрестка с ул. Комарова до ул. Западная; по ул. Краеведческая от перекрестка с ул. Комарова до ул. Полевая г. Оса Пермского края в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования";
- разработать в установленном законом порядке проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги, проходящие по ул. Витуса Беринга, ул. Зеленая, ул. Полевая, ул. Комарова, ул. Молодежная, ул. Центральная, ул. Гамицкая, ул. Западная, ул. Чермодинская, ул. Кузнечихинская г. Оса Пермского края;
- оборудовать дорожными знаками автомобильные дороги, проходящие по ул. Витуса Беринга от перекрестка с ул. Центральная до перекрёстка с ул. Комарова, ул. Зеленая, ул. Полевая, ул. Комарова, ул. Молодежная от перекрестка с ул. Центральная до перекрестка с ул. Комарова, ул. Центральная, ул. Гамицкая, ул. Западная, ул. Чермодинская, ул. Кузнечихинская г. Оса Пермского края, в соответствии с проектами организации дорожного движения.
27 марта 2018 года в ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении администрации Осинского городского поселения Пермского края с целью исполнения решения суда. Должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
01 августа 2019 года Осинским районным судом вынесено определение о замене должника в исполнительном производстве администрации Осинского городского поселения Пермского края на правопреемника администрацию Осинского муниципального района.
03 марта 2020 года с должника администрации Осинского муниципального района Пермского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. ввиду неисполнения решения суда в новый срок, установленный для добровольного исполнения.
06 мая 2020 года Осинским районным судом вынесено определение о замене должника в исполнительном производстве администрации Осинского муниципального района Пермского края на правопреемника администрацию Осинского городского округа.
14 августа 2020 года администрация Осинского городского округа привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
14 марта 2022 года в адрес должника судебным приставом-исполнителем ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено требование в срок до 10 часов 00 минут 31 марта 2022 года исполнить решение Осинского районного суда N 2а-195/2018: предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда в ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Интернациональная, 1Б. В случае невозможности исполнения предоставить объяснения о причинах неисполнения решения суда.
Требование получено 17 марта 2022 года главой администрации Осинского городского округа Пермского края Григорьевым А.Г.
В указанный срок решение суда не исполнено, таким образом, администрация Осинского городского округа, являясь должником по исполнительному документу, содержащему требования неимущественного характера, не исполнила решение суда в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем, как верно указал судья краевого суда, доказательств в подтверждение внесения или направления предложений о выделении бюджетных ассигнований с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета администрацией Осинского городского округа не представлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации Осинского городского округа к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации Осинского городского округа в пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, является обоснованным.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю N 59029/22/230343 от 11 апреля 2022 года, решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 10 июня 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Осинского городского округа, оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации Осинского городского округа Григорьева А.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.