Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Будревич Елены Геннадьевны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 01 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Олимпия" Будревич Елены Геннадьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области N 147 от 01 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 года (N 12-232/2022), решением судьи Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года (N 21-348/2022), должностное лицо директор ООО "Олимпия" Будревич Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты директор ООО "Олимпия" Бурдевич Е.Г. просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 27 октября 2022 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статья 3 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещает обращение пищевых продуктов, срок годности которых истек (пункт 2); такие пищевые продукты признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 20 указанного закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - Технический регламент), который в том числе устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Согласно пункту 7 статьи 17 Технического регламента при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям названного технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя Управление Роспотребнадзора по Тюменской области N 147 от 01 марта 2022 года директор ООО "Олимпия" Будревич Е.Г. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно за то, что 04 января 2022 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора Тюменской области был проведен осмотр помещений и находящихся там вещей в торговом зале предприятия торговли "Лагуна" ООО "Олимпия", где в открытом для потребителей доступе была обнаружена пищевая продукция с истекшими сроками годности - "печенье песочное с джемом", изготовитель: Кондитерская фабрика "Орские сладости" Оренбургская область, г. Орск, ул. Союзная, д. 3, дата производства: 15 ноября 2021 года, срок годности 30 суток (до 15 декабря 2021 года). В связи с тем, что осмотр проводился 04 января 2022 года, срок годности продукта истек 21 день назад.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и вина директора ООО "Олимпия" подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 02-61 от 26 января 2022 года; протоколом от 04 января 2022 года; видеозаписью, фотоматериалами и другими доказательствами, которым в судебных актах нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, директор ООО "Олимпия" Будревич Е.Г. допустила нарушения вышеприведенных требований действующего санитарного законодательства, выразившегося в реализации пищевых продуктов с истекшим сроком хранения, которые являются опасными для здоровья граждан и подлежат уничтожению.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Будревич Е.Г. к административной ответственности, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении было возбуждено на основании анонимного сообщения, опровергаются материалами административного органа, в которых имеется сообщение с указанием фамилии, имени, отчества заявителя и адреса места его жительства.
Действия Будревич Е.Г. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Ее доводы о том, что она не является надлежащим субъектом правонарушения, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Порядок и срок давности привлечения Будревич Е.Г. к административной ответственности, соблюдены. Постановление N 147 от 01 марта 2022 года отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено Будревич Е.Г. в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Судьями нижестоящих инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 01 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Олимпия" Будревич Елены Геннадьевны, оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.