Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛАВР" Сидоренко В.И. на вступившее в законную силу постановление судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛАВР",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28 февраля 2022 года, ООО "ЛАВР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Определением судьи Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года ООО "ЛАВР" отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление судьи районного суда.
В жалобе на вступившее в законную силу постановление защитник Общества Сидоренко В.И. просит о его отмене и о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В связи с угрозой распространения этой инфекции Указом Губернатора Свердловской области N 100-УГ от 18.03.2020 на территории Свердловской области введён режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции, которые в дальнейшем дополнялись последующими указами.
В силу пункта 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20) противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, помимо иного: обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 21 октября 2021 года в 14 часов 05 минут в магазине "Продукты для Вас" по ул. Школьная, 27 в г. Каменске-Уральском Свердловской области ООО "ЛАВР" при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включённой в Перечень таких заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020), во время проведения предусмотренных Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ N 2 от 24.01.2020, отN 3 от 31.01.2020, N 5 от 02.03.2020, N 6 от 13.03.2020, N 7 от 18.03.2020 и Указом Губернатора Свердловской области N 100-УГ от 18.03.2020 (в редакции от 13.10.2021) санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий нарушило законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения:
- не обеспечило использование оборудования по обеззараживанию воздуха, что является нарушением абз. 4 п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
- не организовало дезинфекционный режим (отсутствуют антисептики для посетителей), что является нарушением абз. 3 п. 4.4 СП 3.1.3597-20.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитника юридического лица, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Описание события нарушения является полным, содержит ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, недостатков протокола, влекущих нарушение права юридического лица на защиту, не имеется.
Факт совершения ООО "ЛАВР" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьей дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 КоАП РФ.
Положения СП 3.1.3597-20, которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, являются императивными и должны исполняться всеми хозяйствующими субъектами.
Доводы жалобы о том, что ООО "ЛАВР" не является лицом совершившим правонарушение, поскольку фактически по данному адресу деятельность осуществляет ИП "данные изъяты", опровергаются представленными административным органом в материалы дела доказательствами, в том числе сведениями ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Нарушений, которые могли бы повлечь признание недопустимыми доказательствами документов, составленных по результатам эпидемиологического расследования, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы, выявленные в деятельности ООО "ЛАВР" нарушения указывают на наличие в его бездействии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматривая дело, судья пришел к обоснованным выводам о виновности Общества в совершении правонарушения, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения действующих санитарных правил и выполнения противоэпидемических мероприятий в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, но не предприняло всех возможных мер. Иного из материалов дела не следует.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности ООО "ЛАВР" в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "ЛАВР" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в минимальном размере.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Доводы ООО "ЛАВР" о том, что о составлении протокола об административном правонарушении оно не извещалось надлежащим образом, а также о рассмотрении дела Красногорским районным судом г. Каменска-Уральского Свердловской области опровергаются имеющимися в деле заказными письмами, направленными по адресу регистрации юридического лица: "адрес"
Ссылки на ненадлежащую работу почтового отделения отклоняются, поскольку почтовые отправления, направленные по юридическому адресу ООО "ЛАВР" возвращались с отметками: "Истек срок хранения", "Неудачная попытка вручения" при этом почтовых отправлений с отметкой Почты России о том, что корреспонденция возвращена "По иным обстоятельствам" в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, в том числе, простые почтовые отправления; извещения о регистрируемых (заказных) почтовых отправлениях и почтовых переводах.
Обществом не было указано и судами не установлено наличие договора с оператором почтовой связи, в связи с чем в отсутствие согласования иного способа доставки почтовых отправлений в адрес общества, а также отсутствия на месте доверенных лиц организации в момент явки почтальона с извещением, применению в этой ситуации подлежал предусмотренный Правилами оказания услуг почтовой связи распространенный обычный способ доставки - опускание извещения в почтовый абонентский ящик адресата.
Осуществление доставки почтовых отправлений для юридического лица и его намерения на получение направленной в его адрес корреспонденции предполагает обязательное наличие у него почтового абонентского ящика по адресу для доставки (вручения) всех почтовых отправлений, отсутствие которого влечет для него не только невозможность их получать, а также в силу закона риск негативных последствий неполучения юридически значимых сообщений по обстоятельствам, зависящим от него.
В силу изложенного довод общества об отсутствии у него почтового абонентского ящика не может быть обоснованным, поскольку не влияет на применение положений статьи 165.1 Гражданского кодекса.
Организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Она обязана обеспечить нахождение своего постоянно действующего исполнительного органа или иного лица по адресу государственной регистрации и получать адресованную ей корреспонденцию.
Ссылка в жалобе на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13 октября 2022 года правового значения в рассматриваемом деле не имеет.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 28 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЛАВР" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.