Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора города Копейска и Красноармейского района по пожарному надзору "данные изъяты" "данные изъяты". на вступившее в законную силу решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения Копейского городского округа "Городская служба заказчика" (далее - МУ КГО "ГСЗ"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора города Копейска и Красноармейского района по пожарному надзору "данные изъяты" "данные изъяты". от 16 июня 2022 года МУ КГО "ГСЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В жалобе на вступившее в законную силу судебное решение должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с ним, просит его отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
МУ КГО "ГСЗ", уведомленное о подаче жалобы, возражения на ее доводы не представило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из части 1 статьи 20.4 КоАП РФ следует, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для назначения МУ КГО "ГСЗ" наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ явились выявленные 27 мая 2022 года в ходе проведения внеплановой проверки нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности, установленных пунктом 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила), выразившиеся в том, что ширина минерализованной полосы вокруг населенных пунктов п. Заозерный, п. Синеглазово, с. Калачево составляет менее 10 метров (фактически 3, 5 метра).
Судья городского суда, проверяя законность постановления должностного лица, пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, поскольку пунктом 63 Правил закреплены условия при которых возможно производить выжигание леса, а абзац 7 указанного пункта не устанавливает обязанность хозяйствующего субъекта создавать минерализованные полосы вокруг населенных пунктов шириной 10 метров.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Проанализировав обстоятельства дела, с учетом положений статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что судьей городского суда не дана оценка имеющимся в деле доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, принято преждевременное решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Абзац 5 статьи 21 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Названные выше Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Абзацем 7 пункта 63 Правил предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Буквальное толкование приведенной нормы не дает оснований для вывода о том, что она не устанавливает требований к организации минерализованных полос вокруг населенных пунктов в целях их защиты от возможного перехода природных пожаров.
Пункты 70 и 74 этих же Правил устанавливают требования к объектам защиты, граничащим с лесами и лесничествами, поэтому не могут расцениваться как специальные по отношению к норме пункта 63, направленной на защиту населенных пунктов от природных пожаров, чему судьей городского суда оценка не дана.
Процитировав положения Устава МУ КГО "ГСЗ", муниципального контракта от 14 марта 20222 N 112/МК, технического задания, судья городского суда выводов о правах и обязанностях юридического лица в спорных правоотношениях, в том числе по выполнению мер пожарной безопасности, не сделал.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких данных в связи с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное и установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУ КГО "ГСЗ" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Копейский городской суд Челябинской области.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.