Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Ситник Татьяны Юрьевны - Тиунова С.Ю. на постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10 июня 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 04 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ситник Татьяны Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 04 августа 2022 года, Ситник Т.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Тиунов С.Ю. выражает несогласие с судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон N54-ФЗ) урегулированы положения, направленные на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В силу статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Одним из оснований прекращения публичного мероприятия является создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц (статья 16 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно пункту 1 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
В силу подпункта 3 пункта 3.1 данного Указа (в редакции, введенной Указом Губернатора Свердловской области от 26.02.2022 N 91-УГ) на территории Свердловской области запрещено проведение публичных мероприятий с 27 февраля по 7 марта 2022 года.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В статье 6 названного Федерального закона закреплены права, обязанности, а также указаны установленные запреты для участников публичного мероприятия, в частности, согласно пункту 1 части 3 статьи 6 во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из положений подпунктов 1, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" следует, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
В силу части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из материалов дела следует, что 06 марта 2022 года в период времени с 13 часов 50 минут до 14 часов 15 минут, находясь по адресу: г. Екатеринбург, площадь Труда, пр. Ленина, д.37 Ситник Т.Ю, вопреки запрету на проведение публичных мероприятий на территории Свердловской области с 27 февраля 2022 года по 07 марта 2022 года (установленного подпунктом 3 пункта 3.1 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ) и в нарушение статья 16 Федерального закона N 54-ФЗ приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга-пикета, не прекратила в нем участие при наличии угрозы жизни и здоровью граждан в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции, при этом в нарушение положений пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ, пунктов 1, 7 части 1 статьи 13, частью 3 статьи 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" не выполнила законные требования сотрудников полиции, объявленные неоднократно о прекращении противоправных действий, о прекращении участия в публичном мероприятии.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Ситник Т.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечающий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения Ситник Т.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности Ситник Т.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию Ситник Т.Ю. и ее защитника в нижестоящих судебных инстанциях, которой дана надлежащая правовая оценка как несостоятельной.
Обстоятельства участия Ситник Т.Ю. именно в несогласованном публичном мероприятии в период действия установленного Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ (в действовавшей на тот момент редакции) запрета на проведение публичного массового мероприятия, ее нахождение в период времени с 13 часов 50 минут до 14 часов 15 минут по адресу: г. Екатеринбург, площадь Труда, пр. Ленина, д.37, обстоятельства предъявления в обозначенное время и указанном месте к участникам публичного мероприятия требования о прекращении участия в публичном массовом мероприятии, невыполнение Ситник Т.А. данного требования, установлены на основании представленных в материалы дела относимых и допустимых доказательств (к числу которых относятся, в том числе рапорт должностного лица, информационное письмо Министерства общественной безопасности, показания сотрудников полиции, видеозапись), каких-либо сомнений не вызывают.
Доводы о незаконности требований сотрудников полиции в ходе рассмотрения проверялись, правомерно отклонены как необоснованные. Приводимые в жалобе доводы о незаконности требования в связи с тем, что запрет на проведение публичных мероприятий на момент предъявления требования не являлся действующим, несостоятельны. Указанный запрет на проведение на территории Свердловской области проведения публичных мероприятий с 27 февраля по 7 марта 2022 года введен Указом Губернатора Свердловской области от 26.02.2022 N 91-УГ, пунктом 2 которого закреплено вступление его в силу на следующий день после официального опубликования. При таких обстоятельствах на момент проведения публичного массового мероприятия соответствующий нормативный акт являлся действующим, не был отменен, подлежал применению всеми лицами, связанные с указанными положениями требования сотрудников полиции при таких обстоятельствах являлись законными. Оснований не выполнять их у участника публичного массового мероприятия Ситник Т.А. не имелось. Обстоятельства того, что 10 марта 2022 года ограничения были сняты, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
В настоящем случае и статус Ситник Т.Ю. в качестве участника публичного массового мероприятия, и законность требований сотрудников полиции о прекращении противоправных действий (в связи с проведением несанкционированного мероприятия), и невыполнение указанных требований нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Наличие данных обстоятельств свидетельствует о правильной квалификации действий Ситник Т.Ю. по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо сомнений в виновности Ситник Т.Ю. в совершении вмененного административного правонарушения, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств не имеется. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся доказательств на предмет их относимости, допустимости, достоверности и их совокупной достаточности для установления вины Ситник Т.Ю. в совершении вмененного административного правонарушения не свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении дела, неустановлении юридически значимых для принятия правильного решения обстоятельств.
Протокол об административном правонарушении в отношении Ситник Т.Ю. составлен в ее присутствии уполномоченным должностным лицом. При этом протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопреки доводам жалобы в протоколе обозначены время, место совершения административного правонарушения, а также должным образом описано событие административного правонарушения, с указанием, в чем выразилось противоправное поведение Ситник Т.Ю. Права Ситник Т.Ю. разъяснены, копия протокола вручена. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол не содержит.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы о нарушении права на защиту и нарушения принципа состязательности в связи с неучастием в ходе судебного разбирательства стороны обвинения вызваны ошибочным пониманием заявителем установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка рассмотрения дел об административных правонарушений, которым не предусмотрено участие государственного обвинителя (прокурора) при рассмотрении дел об административных правонарушениях данной категории.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в решении судьей дана объективная оценка доводам жалобы, решение судьи соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10 июня 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 04 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ситник Татьяны Юрьевны оставить без изменения, жалобу защитника Ситник Татьяны Юрьевны - Тиунова С.Ю. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.