Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" Кириленко Татьяны Витальевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2022 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник просит их отменить, считая незаконными, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 30 ноября 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, п. 4 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в том числе юридическими лицами, являющимися собственниками автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины. Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
Согласно п. 6.7.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные световозвращатели не должны иметь дефектов - нарушение целостности лицевой поверхности, изменение светотехнических характеристик (в том числе по причине загрязнений).
Частью 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 23 марта 2022 года в период с 12 часов 38 минут до 13 часов 14 минут на участке автомобильной дороги "п. Сосновка - п. Сорум" с км 0+247 по км 0+412, IV категории, расположенном на территории Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "Газпром трансгаз Югорск", являясь лицом, на которое возложена обязанность по содержанию данного участка автомобильной дороги, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог:
- образование снежного вала у дорожного барьерного металлического ограждения (У2) со стороны проезжей части, расположенного справа по направлению к п. Сорум, шириной 0, 86 м, высотой 0, 43 м и длиной 166 м;
- образование дефекта в виде изменения светотехнических характеристик красных и белых световозвращающих элементов, установленных на удерживающих дорожных барьерных металлических ограждениях по причине их загрязнения снежно-ледяными отложениями, чем нарушены п. 6.7.2 и 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Газпром трансгаз Югорск" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Газпром трансгаз Югорск", административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 указанного Кодекса.
Доводы жалобы о проводимых работах по снегоочистке, наличии снегопадов в указанные дни, не являются основанием для отмены судебных актов, и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушении.
Составленный протокол осмотра автомобильной дороги, видеосъемка фиксируют факт наличия нарушений в содержании дорожной сети в населенном пункте, они обоснованно приняты в качестве допустимых доказательств по делу, поводов для сомнений в достоверности установленных в нем фактов, не имеется.
Вопреки доводам жалобы ответственность по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а не в связи с неустранением таких недостатков в срок, установленный требованиями действующего законодательства.
Согласно таблице 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 срок снегоочистки дорог IV категории составляет не более пяти суток, однако это не свидетельствуют об отсутствии события вмененного обществу административного правонарушения. По смыслу положений п. 8.3 и таблицы 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 образование снежных валов у ограждений шириной более 0, 5 м и высотой более 1 м вообще не допускается (вне зависимости от погодных условий), а из материалов дела следует, что обществом допущено образование снежного вала шириной 0, 86 м. При этом 5-дневный срок установлен для устранения снежных валов шириной до 0, 5 м.
Закрепленные в таблице 6.6 ГОСТ Р 50597-2017 сроки устранения дефектов дорожных световозвращателей установлены для лиц, ответственных за содержание автомобильных дорог, которые должны осуществлять постоянный контроль за состоянием дорог и не допускать наличия дефектов. Выявление дефектов инспектором ГИБДД означает, что обществом не приняты надлежащие меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
С учетом выявленных и невызывающих сомнений недостатков в зимнем содержании участка автомобильной дороги, ответственным за выполнение работ по надлежащему содержанию которого является ООО "Газпром трансгаз Югорск", его деяние правомерно квалифицировано по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие административного правонарушения надлежащим образом отражено в протоколе об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела судьями требования ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Деяние ООО "Газпром трансгаз Югорск" квалифицировано по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Постановление о привлечении ООО "Газпром трансгаз Югорск" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2022 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск", оставить без изменения, жалобу защитника Кириленко Т.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.