Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года по административному делу N2а-2595/2022 по административному иску Кошкарова Владимира Георгиевича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, администрации г. Тюмени, Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, возражения по доводам кассационной жалобы административного истца Кошкарова В.Г, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2020 года в Департамент имущественных отношений Тюменской области поступило заявление Кошкарова В.Г, в котором он просил о предварительном согласовании предоставления ему в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки земельного участка по адресу "данные изъяты", указав в пункте 12 заявления, что он относится к категории граждан, владеющих индивидуальным жилым домом, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке. С заявлением было представлено решение суда, подтверждающее факт проживания гражданина в жилом доме, технический паспорт с указанием в нем на создание жилого дома до 31 декабря 2006 года, и другие документы согласно описи документов.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области N 45-о от 21 января 2021 года отказано Кошкарову В.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в связи с тем, что последний не относится ни к одной из категорий граждан, имеющих право предоставления земельного участка в собственность бесплатно (не подтвержден факт проживания в жилом доме); испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования входит в территорию, предназначенную для размещения линейного объекта местного значения.
Кошкаров В.Г, не согласившись с указанным решением, обратился с административным иском о признании незаконным решения административного ответчика от 21 января 2021 года, ссылаясь на то, что оспариваемое решение противоречит закону Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" и нарушает его права и законные интересы.
Решением Центрального районного суда города Тюмени Тюменской области от 14 февраля 2022 года отказано в удовлетворении требований административного истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований Кошкарова В.Г.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 19 сентября 2022 года) административный ответчик выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить апелляционное определение, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В письменных возражениях на кассационную жалобу административный истец просит оставить апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения, также ссылаясь на то, что Департаментом 26 августа 2022 года принято решение о предоставлении земельного участка в собственность, 05 сентября 2022 года зарегистрировано его право собственности на земельный участок, а 06 октября 2022 года - на жилой дом, находящийся на указанном земельном участке.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемого судебного акта.
С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпунктом 7 указанной статьи также определено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность.
Законодательное регулирование по этому вопросу в Тюменской области реализовано путем принятия Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" (далее - Закон Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55).
Указанный Закон Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 определяет случаи, условия предоставления бесплатно в собственность граждан земельных участков, на которых имеются строения, возведенные до 31 декабря 2006 года.
В пункте 1 части 1 статьи 1 названного Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 указана одна из категорий граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, а именно граждане, владеющие индивидуальным жилым домом или домовладением, права на которые не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке, и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом или домовладением на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов).
Частью 2 этой же статьи предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых гражданам, указанным в пункте 1 части 1 данной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположен жилой дом: земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; земельный участок находится в границах населенного пункта; жилой дом создан до 1 сентября 2006 года.
В соответствии с упомянутым Законом Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 предоставляются земельные участки, не обремененные правами третьих лиц.
В статье 3 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" перечислены основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое решение Департамента имущественных отношений Тюменской области N 45-о от 21 января 2021 года соответствует закону и не нарушает права Кошкарова В.Г.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 ст.39.1, 39.2, подпункта 7 статьи 39.5, подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 17 статьи 39.16, пунктов 1 и 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 2 ст. 6 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", пункта 1.2 Положения об управлении и распоряжении земельными участками, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 02 июля 2007 года N 144-п, Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", установив, что земельный участок находится в границах населенного пункта - г. Тюмень, не предоставлен в установленном порядке на ином праве, на участке находится жилой дом, созданный до 31 декабря 2006 года, факт проживания административного истца в котором с 1964 года подтверждён вступившим в законную силу решением суда, Кошкаров В.Г. относится к категории граждан, указанных в пункте 1 части 1 ст.1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", а проект межевания, в данном случае, в соответствии с пунктом 17.1 постановления администрации города Тюмени от 06 сентября 2017 года N 107 "Об утверждении проектов межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени" не подлежит применению, признал установленной совокупность условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимой для удовлетворения заявленных требований.
Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
То обстоятельство, что Кошкаров В.Г. относится к категории граждан, указанных в пункте 1 части 1 ст.1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", установлено судом апелляционной инстанции с учетом оценки и анализа представленных в материалы дела доказательств. Указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует материалам дела. Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком и в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что указанный в заявлении земельный участок в соответствии с Генеральным планом городского округа город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9, предназначен для размещения линейного объекта местного значения, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта, фактически повторяют позицию административного ответчика, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, основанием для отмены судебного акта применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не являются.
Так, генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Анализ положений статей 41 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в границах планировочного района N 5 "Заречный", в отношении которого постановлением администрации города Тюмени от 06 сентября 2017 года N 107 "Об утверждении проектов межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени" утвержден проект межевания территории.
При этом, пунктом 17.1 постановления от 06 сентября 2017 года N 107, введенным в действие постановлением администрации города Тюмени от 08 декабря 2020 года N 60, признаны не подлежащими применению проекты межевания территорий, утвержденных названным постановлением, за исключением описания местоположения границ территории элементов улично-дорожной сети, в случаях: приобретения в собственность бесплатно земельных участков (в том числе, образования соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету) гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области N 55 (подпункт "б" пункта 17.1).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения вышеуказанных норм регионального законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого решения, установив, что Кошкаров В.Г. относится к категории граждан, указанных в пункте 1 части 1 ст.1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года N 55 "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", а принятая в целях реализации генерального плана документация по планировке территории, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, в данном случае, не подлежит применению, пришел к правильному заключению о несоответствии закону оспариваемого решения административного ответчика и нарушении этим решением прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции, применив правила пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, также указав на необходимость устранения допущенных нарушений.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления. Приведенные доводы в кассационной жалобе выводы суда апелляционной инстанции, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергают. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 08 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.