Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Токарева Владимира Ильича на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 21 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 апреля 2022 года по административному делу N2а-294/2022 по административному иску Токарева Владимира Ильича к Департаменту городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска, директору Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Звереву Г.Н. -заместителю главы города Тобольска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2021 года Токарев В.И. обратился к главе города Тобольска с просьбой предоставить ему и членам его семьи место для захоронения на "Алемасовском" кладбище для трёх человек.
В ответе заместителя главы города Тобольска, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска от 27 октября 2021 года, приведены положения пункта 2.1.10 Постановления администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года N 39 "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска", со ссылкой на то, что иных видов определения земельных участков законодательством не предусмотрено, указано на то, что предоставление места захоронения на трех человек не представляется возможным.
Токарев В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия заместителя главы города Тобольска, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем предоставления (резервирования) на "Алемасовском" кладбище места для создания семейного захоронения для трех человек, членов его семьи и оформления их прав на будущее погребение в этом месте; взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Требования Токарев В.И. мотивировал тем, что отказ в удовлетворении его заявления, содержащего просьбу предоставить ему и членам его семьи место для захоронения на "Алемасовском" кладбище для трёх человек, нарушает право быть похороненным на семейном захоронении в силу ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 апреля 2022 года, отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 26 сентября 2022 года), административный истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты, принять новое решение.
В письменных возражениях на кассационную жалобу администрация города Тобольска и МКУ "Центр городских услуг" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отношения, связанные с погребением умерших, и установлением гарантий их погребения с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 7).
При этом исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга; в иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (пункт 2 этой же статьи).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения (статья 16).
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21).
Предоставление земельных участков для погребения на территории города Тобольска регулируется Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска, утверждённым Постановлением администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года N39.
Согласно п.п.2.1.1, 2.1.9, 2.1.10 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска, утвержденного постановлением администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года N 39, погребение умерших на территории города Тобольска осуществляется на муниципальных общественных или вероисповедальных кладбищах.
Перечень кладбищ, расположенных на территории города Тобольска, приведен в приложении 1 к названному Положению.
При планировании зоны захоронений необходимо предусматривать следующие параметры: участки для семейных (родовых) захоронений (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области); свободные участки земли для захоронения предоставляются Учреждением бесплатно в соответствии со схемой кладбища в последовательном порядке в зависимости от волеизъявления супруга, близкого родственника, иного родственника либо законного представителя, а при отсутствии таковых иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего). Размеры одного свободного участка земли для захоронения, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством, составляют: для погребения одного умершего (погибшего) - 5 кв.м. для погребения умершего (погибшего) и его супруга или близкого родственника, иного родственника - 10 кв.м: 2, 5 метра x 4, 0 метра (длина, ширина) (вид захоронения - двойное); для погребения одного умершего (погибшего), указанного в пунктах 1, 2 статьи 12 Федерального закона, - 2 кв.м: 2, 0 метра x 1, 0 метр (длина, ширина).
Суд первой инстанции, установив, что обращение административного истца рассмотрено, по результатам рассмотрения дан ответ, который направлен заявителю, пришел к заключению о том, что административным ответчиком не допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав или законных интересов административного истца, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции, установив, что целью обращения Токарева В.И. с заявлением об отведении земельного участка на общественном кладбище для его захоронения, а также для захоронения его близких родственников, являлось предоставление земельного участка при жизни административного истца и его родственников, руководствуясь нормами Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска, утверждённым Постановлением администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года N39, указав на то, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших, а вопрос о предоставлении земельного участка для размещения места погребения разрешается при наступлении смерти гражданина, пришел к заключению об отсутствии у административного ответчика оснований для удовлетворения заявления административного истца. В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы, сведенные к тому, что оснований для отказа в предоставлении участка для семейного захоронения под будущие погребения, не имелось, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и с учетом вышеприведенного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам по данному делу. Вопреки доводам жалобы, вышеприведенные нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Доводы жалобы со ссылкой на правовое регулирование иного субъекта (Свердловской области), о том, что участки под семейные захоронения предоставляются для захоронения более чем двух человек, при их жизни, а также суждения подателя кассационной жалобы о наличии у органов местного самоуправления право на создание новых общественных кладбищ, выводы судов не опровергают.
С учетом установленных судами обстоятельств, и соответствующих выводов относительно данных обстоятельств, оснований полагать, что при рассмотрении дела судами допущены нарушения норм материального или процессуального права, повлекшие принятие неправильного решения об отказе в удовлетворении требований, не усматривается.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 21 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Токарева Владимира Ильича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.