Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Захарова Василия Алексеевича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года по административному делу N 2а-1612/2022 по административному исковому заявлению Захарова Василия Алексеевича о признании решения администрации г. Ноябрьска незаконным.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением администрации г. Ноябрьска от 29 июля 2021 года N Р-386 признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: ЯНАО, "данные изъяты", ул. "данные изъяты", "данные изъяты". Департаменту имущественных отношений администрации г. Ноябрьска поручено осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в доме в срок до 14 марта 20226 года, осуществить снос дома в срок до 14 июня 2026 года.
Распоряжением администрации г. Ноябрьска от 28 декабря 2021 года N Р-739 в названное распоряжение внесены изменения, срок отселения граждан установлен до 14 января 2022 года, срок сноса дома - до 14 февраля 2022 года.
Захаров В.А, проживающий в вышеуказанном многоквартирном доме, обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения администрации г. Ноябрьска от 28 декабря 2021 года N Р-739. В обоснование иска указано, что новые сроки не являются разумными и лишают истца права проживать в доме еще 4 года.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 02 ноября 2022 года, административный истец просил указанные судебные акты отменить, административный иск удовлетворить. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что оспариваемое распоряжение лишает истца права на получение равнозначной квартиры в 2026 году по региональной адресной программе, которая должна быть продлена; предложенное ответчиком взамен другое жилое помещение не являлось равнозначным, выкупная стоимость, предложенная ответчиком, является недостаточной для приобретения другой квартиры; на данный момент истец проживает в доме, который находится в нормальном состоянии; измененные сроки не являются разумными, оснований для изменения сроков не имелось; ответчик не обосновал цель принятия оспариваемого распоряжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, Захаров В.А. является собственником квартиры N "данные изъяты" площадью 31, 5 кв.м в доме N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты" ЯНАО с 09 апреля 2019 года.
Межведомственной комиссией по результатам изучения ряда документов выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: ЯНАО, г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты" "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу ввиду деформации фундаментов, стен и значительной степени биологического повреждения деревянных конструкций, что зафиксировано в заключении от 21 июля 2021 года N 44 (2252).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое распоряжение прав и законных интересов истца не нарушает, поэтому отсутствуют основания для признания его незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
На основании п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Сокращая сроки отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, и его сноса административный ответчик исходил из того, что проживание в доме угрожает жизни и здоровью граждан.
Несогласие истца с размером выкупной стоимости, предложенной администрацией г. Ноябрьска, не лишает его права разрешить данный спор в судебном порядке.
Доводы жалобы о том, что дом находится в нормальном состоянии, пригодном для проживания, основаны на субъективной оценке истца и опровергаются техническим заключением ООО "Оценочная компания "данные изъяты"." по результатам обследования здания от 20 июля 2021 года.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов и доводы жалобы о том, что в 2026 году многоквартирный дом будет включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО, поскольку они носят предположительный характер.
Установленные административным ответчиком сроки носят прежде всего плановый, организационный характер.
Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предполагает выполнение уполномоченным органом мероприятий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ. Данный порядок подлежит соблюдению и в том случае, если установленные указанным органом сроки отселения граждан и сноса дома истекли. Без его соблюдения прекращение права собственности истца на принадлежащую ему квартиру законом не допускается.
С учетом изложенного суды нижестоящих инстанций правомерно отказали в удовлетворении административного иска, исходя из отсутствия совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Захарова Василия Алексеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.