Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" и кассационное представление прокурора Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 октября 2022 года по административному делу N 3а-651/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" о признании недействующим пункта 22 приложения N 2 "Предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 включительно с календарной разбивкой" к Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 ноября 2018 г. N 198-ПК "Об утверждении производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, и установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 - 2021 годы" в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 16 декабря 2020 г. N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" Тараканова А.М, Дергачевой М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей РЭК Свердловской области Бычина А.В, Коньковой Е.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "РИФЕЙ" (далее также - общество, ООО "Компания "Рифей") помимо прочего осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северном административно-производственном объединении (АПО-1), в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18 мая 2018 года, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области.
17 декабря 2019 года, в связи с реорганизацией в форме присоединения, к ООО "Компания "РИФЕЙ" присоединилось ООО "Экотехсервис" (оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами). Правопреемник - ООО "Компания "РИФЕЙ" полностью приобрело права и обязанности ООО "Экотехсервис". До утверждения на 2021 год в установленном порядке тарифов применялись тарифы, установленные для ООО "Экотехсервис".
Постановление РЭК Свердловской области от 30.11.2018 N 198-ПК "Об утверждении производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, и установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 - 2021 годы" операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены производственные программы по захоронению твердых коммунальных отходов в Свердловской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 включительно, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, на 2019 - 2021 годы, а также установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 включительно с календарной разбивкой (приложение N 2), в том числе и для общества с ограниченной ответственностью "Экотехсервис" (город Краснотурьинск).
Постановлением РЭК Свердловской области от 16.12.2020 N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" в предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области, установленные постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.11.2018 N 198-ПК внесено изменение, которым пункт 22 изложен в новой редакции (приложение N 1). В результате чего для ООО "Компания "РИФЕЙ" на 2021 год установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов (с календарной разбивкой на первое и второе полугодие в равных размерах): IV класс опасности - 144 руб. 24 коп./тонну; V класс опасности - 67 руб. 92 коп./тонну.
ООО "Компания "РИФЕЙ" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22 Приложения N 2 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 ноября 2018 г. N 198-Пермского края, в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 16 декабря 2020 г. N 234-ПК, ссылаясь на то, что он противоречит закону и нарушает права общества, в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Полагало, что тарифы на захоронение ТКО, установленные для ООО Компания "Рифей" на 2021 год, являются экономически необоснованными, при корректировке тарифов по итогам деятельности за 2019 год РЭК Свердловской области неправомерно не учла в НВВ в составе неподконтрольных расходов налог на прибыль, оплата которого подтверждена налоговой декларацией по налогу на прибыль от 30 марта 2020 года на сумму 133 043 735 рублей и уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль от 25 сентября 2020 года на сумму 118 743 589 рублей, по мотиву невыполнения правопредшественником истца ООО "Экотехсервис" мероприятий инвестиционной программы и отсутствия документального подтверждения уплаты налога. Указанные расходы подлежат принятию в фактически понесенном размере, т.е. в сумме, указанной в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год, 118 743 590 рублей.
Решением Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 октября 2022 года (с учетом определения этого же суда от 24 октября 2022 года об исправлении описки) в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационных жалобе (поступили в суд первой инстанции 10 ноября 2022 года) и представлении административный истец и прокурор просят отменить вышеназванные судебные акты судов нижестоящих инстанций и принять по делу новое решение.
РЭК Свердловской области представлены возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы, представления судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении данного дела не допущены.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее также - Методические указания).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов (затрат), в том числе, производственных расходов; административных расходов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; нормативной прибыли; расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Исходя из пункта 1 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 424 (далее - Правила N 424), инвестиционные программы могут утверждаться, в том числе для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 424 в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.
Согласно пункту 10 названных Правил в качестве источников финансирования инвестиционной программы могут быть указаны: а) следующие учтенные при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на капитальные вложения: амортизационные отчисления; нормативная прибыль; б) привлеченные средства - займы и кредиты; в) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 10(1) Правил N 424 подпункт "а" пункта 10 настоящих Правил не применяется при реализации мероприятий, предусмотренных, в том числе подпунктом "д" пункта 6 настоящих Правил.
Согласно п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Как указано в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат. Под обоснованными расходами при этом понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Положениями статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности в области обращения с ТКО, подлежащих тарифному регулированию.
В силу части 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно части 5 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Расходы, не относящиеся к обработке ТКО, при установлении тарифов не учитываются в силу пункта 10 Основ ценообразования N 484.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 50 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал произведенный органом регулирования расчет предельных тарифов на захоронение ТКО на 2021 год и принятую к расчету величину НВВ соответствующими Основам ценообразования, формулам Методических указаний. Суд установил, что в расчете тарифов на 2019 год РЭК Свердловской области были учтены: собственные средства организации, определенные инвестиционной программой и необходимые для финансирования предусмотренных ею мероприятий, - 420 067 тыс. рублей, амортизация основных средств - 154, 670 тыс. рублей и расходы из прибыли, необходимые для уплаты налога на прибыль, - 105 016, 75 тыс. рублей.
Учитывая, что мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой на 2019 год, не выполнены ООО "Экотехсервис" в полном объеме, суд пришел к выводу, что по итогам 2019 года в связи с неисполнением инвестиционной программы организацией оказались необоснованно получены и использованы включенные в тариф денежные средства, т.е. в итоге в тарифе учтены экономически необоснованные средства; корректировка тарифов произведена в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, Методическими указаниями; являющийся предметом разногласий сторон показатель - величина отклонения показателя ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, и изменения утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы "-525 238, 42 тыс. рублей" определен РЭК Свердловской области в соответствии с формулой 18 пункта 49 Методических указаний; участвующий в этой формуле показатель правильно рассчитан ответчиком с включением трех составляющих - нормативной прибыли, амортизационных отчислений и налога на прибыль в сумме 105 016, 75 тыс. рублей, что соответствует понятию показателя, приведенному в пункте 49 Методических указаний; налог на прибыль, исчисленный на инвестиционную составляющую - нормативную прибыль и ранее учтенный в тарифе на 2019 год, должен включаться в показатель в связи с неисполнением организацией инвестиционной программы на 2019 год.
При этом, как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рифей" осуществляет два вида регулируемой деятельности - по захоронению ТКО и по оказанию услуги по обращению с ТКО региональным оператором, причем на территории нескольких регионов.
В силу пункта 5 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество является оператором по обращению с ТКО и региональным оператором по обращению с ТКО; представило в тарифный орган материалы для установления тарифов в сфере обращения с ТКО, анализ которых свидетельствует о том, что осуществляемый им управленческий учет не может обеспечить необходимой степени объективности и достоверности сведений, используемых при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО.
Таки образом, при корректировке НВВ на 2019 г, оформленной оспариваемым решением, тарифным органом обоснованно исключены заявленные обществом затраты по статье "Налог на прибыль", пропорционально нормативной прибыли, исходя из имеющихся данных за 2019 г.
Примененный тарифным органом подход к определению расчетной величины налога на прибыль соответствует подходу, согласно которому органы регулирования принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов регулируемых организаций, а также обеспечивает принцип достижения баланса экономических интересов и обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения тарифов.
В целом доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, равно как и в кассационном представлении прокурора не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 286 АПК РФ, а несогласие с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанции сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий при кассационном пересмотре судебных актов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалобы, представления жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в силу положений часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" и кассационное представление прокурора Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы (представления) кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.