Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-618/2022 по иску Муратова Вячеслава Васильевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об изменении даты постановки на учет для получения единовременной выплаты, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Муратов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о возложении обязанности внести изменения в списки сотрудников, вставших на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменив дату постановки на учет с 19 ноября 2012 года.
В обоснование заявленных требований Муратов В.В. сослался на то, что 19 ноября 2012 года обратился в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел". На момент подачи заявления стаж его службы составлял 22 года. Согласно выписке из протокола N 8 заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 21 декабря 2012 года, он поставлен на учет для получения единовременной выплаты с учетом членов семьи под номером 178. Распоряжением N 17-р указанный протокол утвержден 28 февраля 2013 года. Считает, что его права нарушены в результате несвоевременной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты утверждения протокола заседания комиссии, а не с даты подачи заявления о постановке на учет - 19 ноября 2012 года. Поскольку семьи многодетных сотрудников имеют преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты перед другими сотрудниками, принятыми на учет в том же году, он, будучи принятым на учет в 2013 году, поставлен в неравное положение по сравнению с сотрудниками, обладающими таким же правом и поставленными на учет в 2012 году. В выписке из протокола N 8 от 21 декабря 2012 года указано, что его выслуга составляет 15 лет 05 месяцев 20 дней, тогда как его выслуга на 2012 год составляла более 22 лет, а на момент увольнения на 21 декабря 2015 года в календарном исчислении - 25 лет 02 месяца 05 дней. Из выписки из протокола N 8 также следует, что комиссия, рассмотрев его заявление, поставила его на учет в будущем времени, то есть с 2013 года, что является явным нарушением требований законодательства.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 марта 2022 года Муратову В.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 июня 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 марта 2022 года отменено, по делу принято по новое решение, которым на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность внести изменения в списки сотрудников УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (пенсионеров Министерства внутренних дел России), вставших на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменив дату постановки на учёт Муратова В.В. и членов его семьи, с 19 ноября 2012 года.
В кассационной жалобе представитель УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре указывает, что постановка Муратова В.В. на учет с даты утверждения решения о принятии на учет 28 февраля 2013 года N 17-р соответствует Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Муратов В.В. проходил службу в органах внутренних дел с 22 октября 1992 года по 21 декабря 2015 года, уволен с 21 декабря 2015 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
12 ноября 2012 года Муратов В.В. обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно протоколу заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии по постановке на учет по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам УМВЛ России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 21 декабря 2012 года принято решение о принятии Муратова В.В. (состав семьи 3 человека) на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Указанный протокол утверждён распоряжением начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 28 февраля 2013 года N 17-р.
Согласно списку очередников УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобрете6ния или строительства жилого помещения по состоянию на 10 февраля 2022 года Муратов В.В. состоит на учете (уникальный номер "данные изъяты") с 28 февраля 2013 года на основании заявления от 19 ноября 2012 года.
Книга учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по форме согласно приложению к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, представителем ответчика по запросу суда первой инстанции не представлена со ссылкой на то, что сведения указанной книги соответствуют сведениям, содержащимся в представленном списке.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положением статьи 4 Федерального закона 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что дата постановки на учет (28 февраля 2013 года) в списке учета указана на основании распоряжения УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 28 февраля 2013 года N 17-р правильно, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя доводы представителя УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о пропуске истцом установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что истец не был ознакомлен со списком лиц, стоящих на учете лиц, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для применения сроков исковой давности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части даты постановки истца на учет. Отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении исковых требований Муратова В.В, суд апелляционной инстанции, сославшись на требования Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (пункты 2, 5, 11, 15, 20, 31), пришел к выводу, что датой постановки сотрудника органов внутренних дел на учет считается дата подачи им соответствующего заявления.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4); правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. При определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Преимущественное право лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из изложенного следует, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Суд первой инстанции, установив, что датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти (распоряжения УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре N 17-р), которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является 28 февраля 2013 года, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для постановки Муратова В.В. на учет с 19 ноября 2012 года.
Вместе с тем суд первой инстанции, проанализировав список очередников, представленный УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, установил, что он не отвечает требования пунктов 20 и 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, поскольку очередность сотрудников определена без учета даты подачи ими заявления о постановке на учет, некоторые сотрудники, подавшие заявление о постановке на учет позднее истца, поставлены в очередь перед ним, между тем исковых требований об оспаривании установленной очереди Муратовым В.В. не заявлялось.
Муратов В.В. не лишен права на обращение в суд с такими требованиями, в рамках которых подлежали бы и рассмотрению его доводы о неправильном определении продолжительности его выслуги на момент постановки на учет (согласно справке от 18 октября 2012 года N 340, представленной Муратовым В.В. в качестве приложения к заявлению о постановке его на учет, его общая выслуга лет в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении 22 года 07 дней).
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционное определение подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 июня 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.