Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-465/2022 по иску Ауст Галины Юрьевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности
по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 6 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ауст Г.Ю. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 (далее - Управление социальной политики), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать, что относится к категории педагогических работников, указанных в абзаце 6 части 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", имеющих право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 %, возложить на ответчика обязанность выдать ей справку в подтверждение права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (л.д. 62).
В обоснование заявленных требований Ауст Г.Ю. ссылалась на то, что с 16 августа 1972 г. являлась педагогическим работником. 15 сентября 2017 г. Управлением социальной политики по г. Алапаевску и Алапаевскому району ей была выдана справка, подтверждающая право на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг бессрочно как лицу, проработавшему в учреждениях образования в сельской местности 10 лет, в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". На тот момент она была зарегистрирована и проживала по адресу: "данные изъяты". С 16 июля 2020 г. изменила регистрацию и место жительства на адрес: "данные изъяты". В октябре 2021 г. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности. Решением ответчика N 56 от 8 октября 2021 г. в выдаче указанной справки отказано со ссылкой на отсутствие десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах. С таким решением ответчика истец не согласна, полагает, что имеет необходимый для предоставление указанных мер социальной поддержки стаж педагогической работы в сельской местности.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 6 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 августа 2022 г, исковые требования Ауст Г.Ю. удовлетворены. Признано за Ауст Г.Ю. право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной частью 2 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". На ответчика возложена обязанность выдать Ауст Г.Ю. справку о том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
В кассационной жалобе ответчик Управление социальной политики просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, решением Управления социальной политики по г. Алапаевску и Алапаевскому району N 81 от 15 сентября 2017 г. Ауст Г.Ю. была выдана справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основанием для выдачи данной справки послужили документы: копия пенсионного удостоверения Ауст Г.В, копия трудовой книжки и копия справки Муратковской сельской администрации Махневского муниципального образования, которой подтверждается, что Муратковский филиал детского сада Санкинского ЛПХ находился на территории поселка Муратково, который относится к сельской местности.
2 октября 2021 г. Ауст Г.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как учитель-пенсионер, проработавший в сельской местности более 10 лет, в связи изменением в 2020 г. места регистрации на адрес: "данные изъяты".
Решением ответчика от 8 октября 2021 г. отказано в удовлетворении заявления от 2 октября 2021 г. Причиной отказа указано отсутствие у истца десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, то есть, отсутствие принадлежности истца к пенсионерам из числа работников бюджетной сферы, что необходимо в соответствии, как с ранее действовавшими нормативными правовыми актами (Закон Свердловской области от 16 июля 1998 г. N 26-03 "Об образовании в Свердловской области" (статья 35).
Согласно копии трудовой книжки, архивных справок, копий приказов, истец работала с 16 августа 1972 г. по 3 ноября 1975 г. воспитателем в Подкурском детском саду Муратковского ЛПХ - Филиал Алапаевского ЛПК; (приказ N 61 от 15 августа 1972 г.), 1 июля 1975 г. Муратковский и Санкинский леспромхозы объединены в Санкинский леспромхоз; с 10 ноября 1975 г. по 1 сентября 1976 г. - воспитателем интерната Муратковской школы (приказ N 48 от 3 ноября 1975 г.); с 2 сентября 1976 г. по 1 февраля 1977 г. - воспитателем на полставки воспитателем и кухонным работником на полставки Санкинского леспромхоза - Филиала объединения "Алапаевсклес" с. Санкино (приказ N 87 от 27 сентября 1976 г.); с 1 февраля 1977 г. по 5 сентября 1983 г. - воспитателем детского сада пос. Муратково по Санкинского леспромхоза - Филиала объединения "Алапаевсклес" с. Санкино (приказ N 11 от 5 февраля 1977 г.); с 5 сентября 1983 г. по 2 января 1986 г. - на период отпуска - исполняющая обязанности заведующей детским садом (приказ N 104 от 5 сентября 1983 г.); с 20 января 1986 г. по 10 апреля 1987 г. - воспитателем детского сада N 33 ПАО "Алапаевсклес" (приказ 6/к от 20 января 1986 г.); с 13 апреля 1987 г. по 1 апреля 1989 г. - воспитателем детского сада N 37 АУЖД Алапаевск-строй (приказ N 23к от 8 апреля 1987 г.); с 16 октября 1995 г. по 7 июля 1999 г. - воспитателем ясли сад N 10 Управление образования г. Алапаевска (приказ N 337 от 12 октября 1995 г.).
Из справки, выданной Муратковской сельской администрацией от 15 сентября 2017 г, следует, что Муратковский филиал детского сада Санкинского ЛПХ находился на территории поселка Муратово, который, согласно справочников административно-территориального деления Свердловской области относится к сельской местности.
По предоставленной ГУ ОПФР по Свердловской области информации периоды работы истца с 1972 г. по 1986 г. учтены пенсионным органом при определении стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, суммарная продолжительность периодов работы истца с 1972 г. по 1986 г. в образовательных организациях, расположенных в пос. Муратково превышает 10 лет.
С 8 сентября 1998 г. Ауст Г.В. назначена пенсия в соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть, в связи с наличием стажа педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. На момент выхода на пенсию истец осуществляла педагогическую деятельность. Работа истца с 16 октября 1995 г. по 7 июля 1999 г. воспитателем ясли сад N 10 Управления образования г. Алапаевска учтена пенсионным органом при назначении пенсии как педагогическая деятельность с применением кода ЗП80ПД, в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 507П.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа", постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, исходил из того, что истец, как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж педагогической деятельности в сельской местности более 10 лет, проживающий на территории Свердловской области в сельской местности, и осуществлявший педагогическую деятельность на момент выхода на пенсию, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктов 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 13 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Кроме того, судом учтено, что ранее за истцом признавалось право предоставление указанных мер социальной поддержки. В соответствии с действующим правовым регулированием порядка предоставления мер социальной поддержки установление данных мер осуществляется бессрочно, прекращение предоставления мер социальной поддержки в связи с изменением места жительства не предусмотрено.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что обжалуемое истцом решение ответчика от 8 октября 2021 г. не может быть признано законным, поскольку фактически лишает истца права на меры социальной поддержки, которое было признано за ней бессрочно государством в лице субъекта Российской Федерации в сентябре 2017 г, и которым она пользовалась до момента изменения места жительства. Между тем, ответчик, как орган исполнительной власти, должен осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, с тем, чтобы участники правоотношений могли быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", утратившего силу с 1 сентября 2013 г.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" в соответствии с п. "а" п.1 право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется в том числе за учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов. Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах и средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ФЗ "Об образовании в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа".
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее - Порядок).
В пункте 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подпункт 2 пункта 5 Порядка).
Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (пункт 6 Порядка).
Для подтверждения информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, лица, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (подпункт 1 пункта 9 Порядка).
Согласно положениям подпункта 5 пункта 9 Порядка лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.
Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены пунктом 13 Порядка, ими являются:
1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;
3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;
4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);
5) если не представлены документы в соответствии с частью второй пункта 10 настоящего порядка в течение пяти дней со дня подачи заявления, т.е. в случае предоставления документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении иска Ауст Г.Ю. нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности работы истца в муниципальных или государственных образовательных учреждениях (их структурных подразделениях), пользования бесплатной квартирой с отоплением и освещением при переходе на пенсию, несогласии с выводами судов о том, что факт назначения истцу пенсии в соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с наличием стажа педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, не учитывает факт наличия различных условий для выдачи справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статус учреждения "образовательное") и назначения досрочной страховой пенсии (специфика деятельности "педагогическая"), судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Давая оценку аналогичным доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что согласно материалам дела Подкурский детский сад и Муратковский детский сад, в которых истец осуществляла трудовую деятельность в качестве воспитателя в периоды с 1972 по 1986 гг, располагались, соответственно, в поселках Подкур (исключен из учетных данных населенных пунктов решением Свердловского облисполкома от 30 декабря 1976 г. N 1099) и Муратково Алапаевского района, являлись ведомственными детскими садами Санкинского комплексного леспромхоза - филиала Алапаевского производственного лесозаготовительного объединения (Алапаевсклес) (до 1975 г. Подкурский детский сад принадлежал Подкурскому мастерскому участку Муратковского леспромхоза, с 1975 г. - Муратковскому лесопункту Санкинского леспромхоза), с 21 июня 1993 г. переданы в ведение Управления образования администрации Алапаевского района, что следует из ответов архивного отдела администрации МО "Алапаевское" и приложенных к нему документов.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что работа истца в спорный период протекала в детских дошкольных образовательных учреждениях, являвшихся структурными подразделениями Муратковского (до 1975 г.) и Санкинского леспромхозов, то есть в ведомственных детских садах, не свидетельствует об отсутствии у истца права на меру социальной поддержки, установленную Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, жилищно-коммунальные льготы (меры социальной поддержки) педагогическим и руководящим работникам дошкольных учреждений, расположенных в сельской местности, были предоставлены как элемент политики стимулирования притока на такого рода территории и закрепления на них квалифицированных кадров пунктом 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г..N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г..N 80). Данной нормой на них было распространено действие постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г..N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г..N 80) и подпункта "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г..N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г..N 634), предусматривавших для педагогических работников сельских школ предоставление бесплатно квартир с отоплением и освещением, а также сохранение данного права за перешедшими на пенсию работниками, если их общий стаж работы в школах сельской местности составил не менее 10 лет.
При этом в соответствии с разъяснением "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г..N 154/12-22, право на указанные льготы сохранялось и за педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, но лишь при условии, что стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составлял не менее 10 лет и на момент перехода на пенсию (независимо от того, когда и какая пенсия им назначена) они пользовались этими льготами, а также в случае, если ко дню оставления работы, в том числе в дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, такие работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом (подпункт "а" пункта 1 и пункт 4).
В спорный период работы истца действовал Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. "О народном образовании" (далее Закон "О народном образовании"), утративший силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно статье 5 Закона "О народном образовании" система народного образования в РСФСР включала в себя: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.
Руководство народным образованием в РСФСР в соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик осуществляют высшие органы государственной власти и управления Союза ССР, РСФСР и автономных республик, местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты (статья 9 Закона "О народном образовании").
Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Отдельные виды учебно-воспитательных учреждений могут находиться в ведении колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций (статья 13 Закона "О народном образовании").
Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями. Разрешение на организацию детских дошкольных учреждений дается исполнительными комитетами соответствующих Советов по месту организации детского дошкольного учреждения (статья 23 Закона "О народном образовании").
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании детские дошкольные учреждения осуществляют свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР (статья 24 Закона "О народном образовании").
Педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, Министерство просвещения РСФСР, министерства просвещения автономных республик и их местные органы (статья 26 Закона "О народном образовании").
Обеспечение детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, медицинскими работниками осуществляют соответствующие органы здравоохранения (часть 2 статьи 27 Закона "О народном образовании").
Таким образом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в силу приведенных нормативных положений, детские дошкольные учреждения, как организованные исполкомами Совета народных депутатов, так и организованные с разрешения последних государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями, входили в систему народного образования и независимо от ведомственной подчиненности осуществляли деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР, обеспечивались педагогическими и медицинскими работниками государственными органами исполнительной власти. При этом детские дошкольные учреждения в любом случае являлись структурными подразделениями либо органов управления образования (отделы народного образования в исполкомах Советов народных депутатов), либо государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, поскольку впервые понятие образовательной организации как самостоятельного юридического лица появилось лишь в статье 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
В спорные периоды работы истца Муратковский леспромхоз являлся филиалом Алапаевского лесопромышленного комбината, Санкинский леспромхоз - филиалом Алапаевского производственного лесозаготовительного объединения (Алапаевсклес), входившего в состав Всесоюзного лесопромышленного объединения "Свердлеспром" Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, что следует из кадровых приказов в отношении истца и действовавшего в указанные периоды нормативно-правового регулирования деятельности лесопромышленных предприятий.
Постановлением Совмина СССР от 13 мая 1975 г. N 399 "О генеральной схеме управления лесной и деревообрабатывающей промышленностью" было создано Алапаевское производственное лесозаготовительное объединение (Алапаевсклес), входившее в состав Всесоюзного лесопромышленного объединения "Свердлеспром" Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР.
При таком положении, поскольку Подкурский и Муратковский детские сады являлись структурными подразделениями государственного предприятия, то есть данные детские дошкольные учреждения были организованы и осуществляли свою деятельность в порядке, установленном Законом "О народном образовании", входили в единую систему народного образования, в спорный период работы истца указанные дошкольные образовательные учреждения находились на территории сельских населенных пунктов (поселок Подкур и поселок Муратково Алапаевского района Свердловской области), что ответчиком не оспаривается, суд кассационной инстанции полагает правильным вывод судов о том, что работа истца в указанных детских дошкольных учреждениях не менее 10 лет с учетом ее статуса пенсионера, осуществления педагогической деятельности на момент выхода на пенсию и проживания на территории Свердловской области позволяет отнести истца к категории лиц, на которых распространяется спорная мера социальной поддержки, установленная статьей 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Вновь приводя доводы о несогласии с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения иска Ауст Г.Ю, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 6 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.