Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-446/2022 по иску Дерябина Алексея Дмитриевича к администрации Артемовского городского округа, муниципальному казенному учреждению Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий" о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг незаконным, по кассационной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дерябин А.Д. обратился с иском к администрации Артемовского городского округа, в котором просил:
- признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 29 декабря 2021 года;
- обязать ответчика назначить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "данные изъяты" с 23 декабря 2021 года.
В обоснование исковых требований указал, что 23 декабря 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании Областного закона от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", так как является сельским учителем и постоянно получал выплаты в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 29 декабря 2021 года ответчик принял решение об отказе в назначении компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги по причине отсутствия права на меру социальной поддержки. С принятым решением не согласен. Причиной отказа стало то, что он не является собственником жилого помещения, в котором зарегистрирован по месту жительства и проживает. Полагал, что он имеет право на получения меры социальной поддержки, поскольку он вселен в жилое помещение с согласия собственника на законных основаниях.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий" (далее - МКУ Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий").
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2021 года об отказе Дерябину А.Д. в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На администрацию Артемовского городского округа, муниципальное унитарное предприятие Артемовского городского округа "Центр по расчете и выплате субсидий" возложена обязанность с 23 декабря 2021 года назначить Дерябину А.Д. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: "данные изъяты".
С администрации Артемовского городского округа Свердловской области в пользу Дерябина А.Д. взыскана госпошлина в сумме 600 рублей.
В кассационной жалобе администрация Артемовского городского округа ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Дерябина А.Д, в которых он указал, что в силу сложившихся обстоятельств не имеет в собственности жилого помещения, договор социального найма в с.Мостовском Артемовского района Свердловской области заключить невозможно в связи с отсутствием жилых помещений, предназначенных для социального найма. Полагает, что в силу законодательства как сельский учитель имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Дерябину А.Д, "данные изъяты" года рождения, с 13 декабря 2012 года назначена пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением N 199884.
Из справки МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 18" от 13 апреля 2022 года N 106 следует, что Дерябин А.Д. работает учителем технологии в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 18".
Согласно справке Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району от 24 декабря 2013 года N 61, Дерябину А.Д, работающему пенсионеру, проживающему по адресу: "данные изъяты", предоставлено право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", срок действия справки - бессрочно.
Из заявления в администрацию Артемовского городского округа от 23 декабря 2021 года следует, что Дерябин А.Д. обратился за назначением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Решением администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2021 года Дерябину А.Д. отказано в назначении компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги по причине отсутствия права на меру социальной поддержки. Отказ обусловлен тем, что истец не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а так же не является собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Дерябин А.Д. имеет постоянную регистрацию на территории Артемовского городского округа по адресу: "данные изъяты".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ "О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа", исходил из того, что истец, как вышедший на пенсию педагогический работник, проживающий на территории Свердловской области в сельской местности, продолжающий там же осуществлять педагогическую деятельность, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 13 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Кроме того, суд учел, что ранее за истцом признавалось право на предоставление указанных мер социальной поддержки, которые он получал, проживая по адресу: "данные изъяты". Обращение его с заявлением в администрацию Артемовского городского округа от 23 декабря 2021 года было обусловлено тем, что он по семейным обстоятельствам изменил место жительства и стал проживать в том же районе, но по другому адресу. Вместе с тем, в связи с изменением места жительства, истец не утратил статус лица, имеющего право на предоставление мер социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно установил, что в с. Мостовское отсутствует маневренный жилой фонд; указал, что истец в установленном законе порядке вселен собственником в жилое помещение адресу: "данные изъяты", несет расходы на оплату коммунальных услуг в жилом помещении, соответственно имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", утратившего силу с 1 сентября 2013 года.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
В Свердловской области порядок предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ, пунктом 1 статьи 2 которого предусмотрено, что мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 690-ПП, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подпункт 2 пункта 5 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности, содержащей следующие сведения:
1) о праве заявителя на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) о регистрации заявителя по месту жительства либо пребывания (в случае, если информация о регистрации по месту жительства либо пребывания отсутствует в документах, удостоверяющих личность);
3) о гражданах, зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства или месту пребывания заявителя, с указанием степени их родства, вида их регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размера занимаемой общей площади жилого помещения, условий проживания (квартира, коммунальная квартира, жилой дом, общежитие, другое), вида жилого фонда, к которому относится жилое помещение (муниципальный, государственный, частный);
4) об оплате заявителем жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения, о размере фактически начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги и отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в случае обращения за назначением компенсации расходов лица, являющегося собственником помещения в многоквартирном доме), определенной в порядке, установленном федеральным законодательством;
5) описание объекта недвижимости, стоимости твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки и (или) сжиженного баллонного газа - в случае отсутствия центрального отопления и (или) газоснабжения;
6) о неполучении компенсации расходов по месту жительства (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту пребывания) либо по месту пребывания (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту жительства).
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что для подтверждения информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, лица, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность):
1) справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению N2 к настоящему Порядку;
2) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо пребывания (в случае, если информация о регистрации по месту жительства либо пребывания отсутствует в документах, удостоверяющих личность гражданина);
3) документ, содержащий сведения о гражданах, зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства или месту пребывания заявителя, с указанием степени их родства, вида их регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размера занимаемой общей площади жилого помещения, условий проживания (квартира, коммунальная квартира, жилой дом, общежитие, другое), вида жилого фонда, к которому относится жилое помещение (муниципальный, государственный, частный);
4) платежные документы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения, с отметкой об оплате (в случае обращения за компенсацией расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки, сжиженного (баллонного) газа - кадастровый паспорт, технический паспорт, справку, выданную на основании похозяйственных книг, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, действующем на момент их выдачи, а также документы, подтверждающие соответствующие расходы);
5) документ о неполучении компенсации расходов по месту жительства (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту пребывания) либо по месту пребывания (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту жительства).
Согласно пункту 16 Порядка гражданам, не имеющим ограничений права на меру социальной поддержки по сроку регистрации, компенсация расходов (кроме компенсации расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки) назначается бессрочно.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, учитывая конкретные обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении иска Дерябина А.Д. пришли к верному выводу о том, что в связи с отказом в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нарушено право Дерябина А.Д. на получение мер социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, требования о признании его членом семьи собственника жилого помещения не заявлены, является ли истец членом семьи собственника или нет судами не исследовалось, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в судах первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов или опровергали выводы судебных постановлений, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Довод кассационной жалобы о необоснованном возложении на МКУ Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий" обязанности по назначению истцу компенсации расходов, поскольку государственным полномочием по предоставлению отдельным категориям граждан компенсации расходов наделены органы местного самоуправления, являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Отклоняя аналогичный довод, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что согласно уставу МКУ Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий" одним из видов деятельности соответчика является расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданами, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на обоих ответчиков обязанности назначить истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Довод кассационной жалобы о том, что принимая решение о назначении истцу компенсации расходов, суд первой инстанции неправильно определилдату назначения истцу такой компенсации, а именно с даты подачи им заявления в администрацию Артемовского городского округа, тогда как компенсация расходов должна быть назначена истцу с 01 декабря 2021 года, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не свидетельствует о нарушении прав ответчика.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.