Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-481/2022 по иску Карповой Людмилы Руслановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначит пенсию, по кассационной жалобе Карповой Людмилы Руслановны на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карпова Л.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области, Отделение), в котором просила:
признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 19 августа 2021 года N 748239/21 об отказе в установлении пенсии незаконным;
обязать ОПФР по Свердловской области включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы в должности медицинской сестры:
с 01 января 1992 года по 22 декабря 1996 года в отделении гемодиализа;
с 01 октября 1998 года по 31 октября 1999 года в отделении экстракорпоральных методов детоксикации;
с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в отделении экстракорпоральных методов детоксикации в токсикологическом отделении;
с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в токсикологическом отделении;
с 01 января 2004 года по 01 августа 2006 года в отделении диализа;
с 01 сентября 2008 года по 19 августа 2012 года в отделении диализа;
обязать ОПФР по Свердловской области включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении период работы с 27 января 2021 года по 28 января 2021 года в должности медицинской сестры Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - ГБУЗ СО "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД");
обязать ОПФР по Свердловской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2021 года.
В обоснование требований указала, что 21 июля 2021 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе, Управление) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По результатам рассмотрения заявления Управлением было вынесено решение об отказе в установлении пенсии от 19 августа 2021 года N 748239/21, поскольку у нее отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ. С указанным решением не согласна.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2022 года, исковые требования Карповой Л.Р. удовлетворены частично.
Решение Управления от 19 августа 2021 года N 748239/21 об отказе в установлении пенсии признано незаконным в части.
На Отделение возложена обязанность включить в стаж Карповой Л.Р, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы с 01 января 1992 года по 22 декабря 1996 года в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Карпова Л.Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в льготном исчислении спорных периоды работы в больнице в должности медицинской сестры и назначении досрочной страховой пенсии по старости с учетом стажа, зачтенного в льготном исчислении, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Карпова Л.Р, "данные изъяты" года рождения, 21 июля 2021 года обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 19 августа 2021 года N 748239/21 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности 30 лет. Специальный стаж истца, принятый к зачету, составил 26 лет 01 месяц 11 дней.
Из трудовой книжки Карповой Л.Р. следует, что 01 августа 1991 истец принята медсестрой в отделение гемодиализа 2-ой горбольницы г. Каменск-Уральского. 01 марта 1997 года отделение гемодиализа преобразовано в отделение экстракорпоральных методов детоксикации. 09 октября 2001 года отделение экстракорпоральных методов детоксикации преобразовано в токсикологическое отделение. 2-ая горбольница г. Каменск-Уральского переименована в МУЗ "Городская больница N 2". Приказом от 31 марта 2004 года N 131-к определено считать токсикологическое отделение отделением диализа. В соответствии с записью от 01 января 2012 года МУЗ "Городская больница N 2" переименовано в ГБУЗ СО "Городская больница N 2 город Каменск-Уральский". Приказом от 15 августа 2012 года N 307-к трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Разрешая спор и признавая незаконным в части решение Управления об отказе в установлении пенсии, включая в специальный стаж в льготном исчислении период работы с 01 января 1992 года по 22 декабря 1996 года в отделении гемодиализа, суд первой инстанции, руководствуясь Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, исходил из того, что в штате отделения гемодиализа находились врачи-хирурги, медсестры хирургического профиля, медсестры операционной, что дает основание полагать, что в отделении гемодиализа проводились хирургические манипуляции. Кроме того, истец в 1995 года проходила курсы повышения квалификации как медсестра хирургического профиля, а также имеет смежную специальность - реаниматор-анестезист. Приказ N 53-а от 27 февраля 1997 года указывает на преобразование отделения хирургического гемодиализа. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Карпова Л.Р. работала в отделении хирургического профиля, поэтому указанный период работы должен быть зачтен как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Дополнительно к начисленному стажу должно быть добавлено 2 года 8 месяцев 11 дней.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы с 27 января 2021 года по 28 января 2021 года в должности медицинской сестры ГБУЗ СО "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД", суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец отсутствовала на рабочем месте без оплаты (административный отпуск), в связи с чем указанный период не подлежит включению в специальный стаж.
В указанной части решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не проверялось, поскольку сторонами не обжаловалось.
Судебные постановления о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 01 января 1992 года по 22 декабря 1996 года в отделении гемодиализа, отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 27 января 2021 года по 28 января 2021 года в должности медицинской сестры ГБУЗ СО "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД" в кассационном порядке не обжалуются, следовательно, предметом кассационной проверки не являются.
Судом установлено, что согласно штатным расписаниям МУЗ "Городская больница N 2" на 2003-2012 годы, в отделениях диализа отсутствовали должности врачей-хирургов.
Из содержания представленных в материалы дела должностных инструкций медицинской сестры палатной 2008 года, медицинской сестры процедурного кабинета 2008 года, медицинской сестры перевязочного кабинета 2008 года, медицинской сестры отделения диализа 2010 года, медицинской сестры диализного зала 2010 года следует, что в обязанности истца не входило выполнение работ операционной медицинской сестры.
Отказывая в удовлетворении требований Карповой Л.Р. о включении периодов работы с 01 октября 1998 года по 31 октября 1999 года в отделении экстракорпоральных методов детоксикации, с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в отделении экстракорпоральных методов детоксикации в токсикологическом отделении, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в токсикологическом отделении, с 01 января 2004 года по 01 августа 2006 года в отделении диализа, с 01 сентября 2008 года по 19 августа 2012 года в отделении диализа в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции, руководствуясь Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что для применения льготного стажа в указанные периоды необходима работа в соответствующих отделениях хирургического профиля, которые поименованы в указанных Списках. Отделения гемодиализа, токсикологические отделения в этом списке не значатся, в связи с чем данные периоды не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Требования истца в части назначения досрочной пенсии суд первой инстанции оставил без удовлетворения, поскольку на момент обращения в пенсионный орган 21 июля 2021 года у истца не имелось 30 лет специального стажа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что к периоду работы с 01 октября 1998 года по 31 октября 1999 года в отделении экстракорпоральных методов детоксикации подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Однако основания для включения указанного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении отсутствуют, так как в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что отделение экстракорпоральных методов детоксикации относилось к отделениям хирургического профиля, после 22 декабря 1996 года указание на хирургический профиль отделения было упразднено (приказ главного врача Городской больницы N 2 от 27 февраля 1997 года N 53-а).
Признавая правильным вывод суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 01 августа 2006 года, с 01 сентября 2008 года по 19 августа 2012 года, суд апелляционной инстанции указал на недоказанность выполнения истцом в период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года функций операционной медицинской сестры в отделении, имеющем статус хирургического профиля, а в периоды работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 января 2004 года по 01 августа 2006 года, с 01 сентября 2008 года по 19 августа 2012 года функций медицинской сестры палатной в палате реанимации и интенсивной терапии отделения диализа.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной пенсии являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судом, и приведённому правовому регулированию.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды работы с 01 октября 1998 года по 31 октября 1999 года; с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года; с 01 января 2002 года до 31 декабря 2002 года; с 01 января 2004 года по 01 августа 2006 года; с 01 сентября 2008 года по 19 августа 2012 года подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку материалами дела подтверждается льготный характер работы, у Карповой Л.Р. возникло право на назначение досрочной пенсии, судом кассационной инстанции отклоняются.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ") предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее- Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Список N 1397).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В силу абзаца 3 пункта 2 Списка N 464 льготное исчисление выслуги 1 год работы за 1 год и 6 месяцев производится врачам-хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательств, подтверждающие, что отделение экстракорпоральных методов детоксикации, в котором истец работала в период с 01 октября 1998 года по 31 октября 1999 года, относилось к отделению хирургического профиля, суды обоснованно не включили в специальный стаж в льготном исчислении указанный период работы.
Согласно пункту 3 Правил N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 1 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (Приложение к Правилам N 1066), оперирующим врачам-специалистам всех наименований, операционным медицинским сестрам, акушеркам, медицинским сестрам перевязочных отделений хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Пунктом 2 названного Перечня предусмотрено, что врачи-анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры отделений (группы, палаты) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии имеют право на включение в специальный стаж периодов работы как один год за один год и шесть месяцев.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (Приложение к Правилам N 781), оперирующим врачам-специалистам всех наименований, операционным медицинским сестрам, акушеркам отделений хирургического профиля стационаров учреждений один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Согласно пункту 2 названного Перечня предусмотрено, что врачи -анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры отделений (группы, палаты) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений имеют право на включение в специальный стаж периодов работы как один год работы за один год и шесть месяцев.
Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что отделение экстракорпоральных методов детоксикации, токсикологическое отделение, отделение диализа, в которых истец работала в спорные периоды времени относились к отделениям хирургического профиля, в Списках N 1066, 781 данные отделения не поименованы в качестве отделений хирургического профиля, истцом не доказано выполнение ею функций медицинской сестры палатной в палате реанимации и интенсивной терапии, суды пришли к правильному выводу об отказе во включении в специальный стаж в льготном исчислении спорных периодов работы.
Выводы судов об отказе в назначении досрочной пенсии являются правильными, поскольку отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности (у истца менее 30 лет).
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карповой Людмилы Руслановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.