Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1221/2022 по иску Шерстневой Валентины Михайловны к Муниципальному казенному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" Миасского городского округа о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве получателя единовременных социальных выплат, признании права на предоставление мер дополнительной социальной поддержки, возложении обязанности постановки на учет, по кассационной жалобе Шерстневой Валентины Михайловны на решение Миасского городского суда Челябинской области от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шерстнева В.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" Миасского городского округа (далее по тексту МКУ "Комплексный центр социального обслуживания населения"), просила признать незаконным решение МКУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" в части отказа постановки её на учет в качестве получателя единовременных социальных выплат, признать за ней право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования в виде единовременной социальной выплаты на оплату приобретения внутридомового газового оборудования и оплату работ по его установке, обязать МКУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" поставить её на учет в качестве получателя единовременных социальных выплат в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-30 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования".
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником квартиры по адресу: "данные изъяты". После смерти "данные изъяты" мужа - "данные изъяты". в квартире проживает одна. 15 июля 2021 года она обратилась к ответчику с целью постановки её на учет, как гражданина, имеющего права на единовременную социальную выплату в связи с установкой внутридомового газового оборудования и оплаты приобретения внутридомового газового оборудования. 27 декабря 2021 года ответчиком были приняты все необходимые документы и заявление на постановку на учет для выплаты единовременной социальной выплаты. 26 января 2022 года она получила уведомление об отказе в постановке на учет получателей единовременных социальных выплат по причине оснащения жилого помещения внутридомовым газовым оборудованием до момента подачи заявления о постановке на учет. Полагает, что принятое решение является незаконным и необоснованным.
Определением суда от 26 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований Шерстневой В.М. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Шерстнева В.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Шерстнева В.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты". В указанной квартире истец проживает и зарегистрирована одна.
Шерстнева В.М. является получателем пенсии по старости, достигла возраста 70 лет. Супруг Шерстневой В.М. - "данные изъяты" умер "данные изъяты".
27 декабря 2021 года Шерстнева В.М. обратилась в Управление социальной защиты населения Миасского городского округа с заявлением о постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной Законом Челябинской области N 318-30.
Среди прочих обязательных документов, к указанному заявлению приложен договор о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения N ТПФ 241/21 от 15 октября 2021 года, технические условия. Согласно приложенному к договору платежному документу - чеку, Шерстнева В.М. произвела полную оплату договора 15 октября 2021 года.
13 января 2022 года составлен акт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты". Согласно акту в жилом помещении полностью установлено внутридомовое газовое оборудование.
26 января 2022 года Шерстневой В.М. МКУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Миасского городского округа Челябинской области уведомлением N 55 отказано в постановке на учет получателей единовременных социальных выплат на оплату приобретения внутридомового газового оборудования (возмещении расходов на приобретение такого оборудования) и оплату работ по его установке по причине наличия оснащения жилого помещения внутридомовым газовым оборудованием до момента подачи заявления о постановке на учет.
Многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты", не газифицирован, согласно техническому паспорту предусмотрено печное отопление.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Шерстнева В.М. провела мероприятия по установке газового оборудования до обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, отказ в постановке её на учет, выраженный в уведомлении от 26 января 2022 года N 55, является законным, соответствует статье 1 Закона Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-30 и постановлению Правительства Челябинской области от 29 июня 2021 года N 262-П.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что принадлежащая истцу на праве собственности квартира в многоквартирном доме подключена к сети газораспределения в нарушение действующего законодательства, поскольку, как следует из ответа администрации Миасского городского округа от 18 февраля 2022 года на запрос суда, разрешение на переустройство (перепланировку) жилого помещения по адресу: "данные изъяты", не выдавалось, согласие всех собственников многоквартирного дома не получено, в связи с чем пришел к выводу, что принадлежащая истцу на праве собственности квартира в многоквартирном доме подключена к сети газораспределения в нарушение действующего законодательства.
Проверяя законность принятого судом первой инстанции судебного акта, суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
Законом Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования" установлены дополнительные меры социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования для отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 указанного Закона (здесь и далее в редакции от 03 марта 2021 года), настоящий Закон распространяется на одиноко проживающих собственников жилых помещений, являющихся получателями пенсии и достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), постоянно проживающих на территории Челябинской области в жилых помещениях, не оснащенных внутридомовым газовым оборудованием.
В соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительные меры социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования предоставляются при условии регистрации по месту жительства в жилом помещении одиноко проживающих граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, членов (одного из членов) семей, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1-5 статьи 2 Закона Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования" гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования в виде единовременной социальной выплаты на оплату приобретения внутридомового газового оборудования (возмещение расходов на приобретение такого оборудования) и оплату работ по его установке (далее - единовременная социальная выплата) в размере фактической стоимости оборудования и работ, но не более 60 тысяч рублей.
В целях предоставления единовременной социальной выплаты орган социальной защиты населения по месту жительства граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, ведет учет таких граждан.
Гражданам, поставленным на учет, выдается уведомление о наличии права на единовременную социальную выплату.
Порядок учета граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, выдачи уведомления о наличии права на единовременную социальную выплату и предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Челябинской области.
Предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется после завершения работ по установке внутридомового газового оборудования и заключения договора поставки газа.
Единовременная социальная выплата предоставляется один раз и на одно жилое помещение.
Частями 1 и 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования" предусмотрено, что информация о дополнительных мерах социальной поддержки, установленных настоящим Законом, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Информирование граждан о дополнительных мерах социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
В соответствии с частью 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);
2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;
3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 2 указанной статьи порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2020 года N 1994, в соответствии с настоящими Правилами гражданину предоставляется:
а) следующая персонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:
перечень мер социальной защиты;
перечень назначенных гражданину мер социальной защиты;
статус рассмотрения обращения гражданина;
б) следующая неперсонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:
порядок, условия и способы получения мер социальной защиты;
меры социальной защиты, предоставляемые гражданину на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
перечень документов, необходимых для получения мер социальной защиты;
сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты;
иная информация, необходимая для решения задач по информированию граждан в соответствии с настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Челябинской области от 29 июня 2021 года N 262-П утвержден порядок учета граждан, указанных в статье 1 Закона Челябинской области от 03 марта 2021 года N 318-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования", выдачи уведомления о наличии права на единовременную социальную выплату на оплату приобретения внутридомового газового оборудования (возмещение расходов на приобретение такого оборудования) и оплату работ по его установке и предоставления указанной выплаты (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка (здесь и далее в редакции от 29 июня 2021 года) постановка на учет граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченными органами по месту жительства на основании следующих документов:
1) заявление по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министерство социальных отношений);
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (с приложением его копии);
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на жилое помещение;
4) справки о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства в жилом помещении, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
5) технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, выданные газораспределительной организацией;
6) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина (в случае подачи заявления от имени гражданина его представителем);
7) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка:
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что уполномоченные органы в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления и документов граждан, указанных в пункте 5 настоящего Порядка:
1) рассматривают указанные заявление и документы;
2) проводят обследование жилого помещения, по результатам которого составляется акт обследования жилого помещения;
3) принимают решение о наличии (отсутствии) права на получение единовременной социальной выплаты;
4) в случае принятия решения о наличии права на получение единовременной социальной выплаты, ставят гражданина на учет.
В соответствии с пунктом 9 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отсутствии права на получение единовременной социальной выплаты в следующих случаях:
1) непредставления (неполного представления) документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и (или) нарушения срока их представления;
2) представления документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, либо наличия в представленных документах несоответствий (разночтений) персональных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения);
3) несоответствия гражданина, претендующего на получение единовременной социальной выплаты, требованиям, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;
4) отсутствия технических условий, выданных газораспределительной организацией;
5) оснащения жилого помещения внутридомовым газовым оборудованием до момента подачи заявления о постановке на учет.
Согласно пункту 11 Порядка после получения уведомления гражданин вправе самостоятельно приобрести внутридомовое газовое оборудование или заключить договор на приобретение внутридомового газового оборудования и (или) проведение работ по его установке с подрядной организацией, которая будет проводить указанные работы.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет, открытый им в кредитной организации.
Для получения единовременной социальной выплаты граждане в срок не позднее 15 декабря года, в котором получено уведомление, представляют в уполномоченный орган договор с подрядной организацией на приобретение внутридомового газового оборудования и проведение работ по его установке; договор с газораспределительной организацией на обслуживание сетей; договор на поставку газа.
В случае самостоятельного приобретения внутридомового газового оборудования граждане представляют платежные документы, подтверждающие его приобретение.
Таким образом, согласно вышеприведенному правовому регулированию одиноко проживающие собственники жилого помещения, являющиеся получателями пенсии и достигшие возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), постоянно проживающие на территории Челябинской области в жилых помещениях, не оснащенных внутридомовым газовым оборудованием, имеют право на дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на оплату приобретения внутридомового газового оборудования (возмещение расходов на приобретение такого оборудования) и оплату работ по его установке в размере фактической стоимости оборудования и работ, но не более 60 тысяч рублей. В целях предоставления единовременной социальной выплаты орган социальной защиты населения по месту жительства граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, ведет учет таких граждан. При этом, граждане вправе получать информацию об условиях назначения и предоставления меры социальной поддержки при личном посещении органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Гражданам, поставленным на учет, выдается уведомление о наличии права на единовременную социальную выплату, после чего они вправе самостоятельно приобрести внутридомовое газовое оборудование или заключить договор на приобретение внутридомового газового оборудования и (или) проведение работ по его установке с подрядной организацией, которая будет проводить указанные работы. Предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется после завершения работ по установке внутридомового газового оборудования и заключения договора поставки газа.
Оснащение жилого помещения внутридомовым газовым оборудованием до момента подачи заявления о постановке на учет является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отсутствии права на получение единовременной социальной выплаты.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи или лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
В нарушение части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами, суд первой инстанции оставил без оценки и проверки доводы истца, указанные ею в исковом заявлении, согласно которым она 15 июля 2021 года обращалась к ответчику с целью постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с установкой внутридомового газового оборудования и оплаты приобретения данного оборудования, ей при обращении даны разъяснения о том, что для постановки на учет необходимо предоставить документы: копию паспорта, СНИЛС, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на квартиру, документы о технологическом присоединении к газораспределительным сетям. 27 декабря 2021 года все необходимые документы ею были предоставлены, однако 26 января 2022 года она получила уведомление об отказе в постановке на учет.
Указанные недостатки суд апелляционной не устранил, оставив без должной проверки и оценки доводы истца в апелляционной жалобе о том, что при обращении 15 июля 2021 года к ответчику с целью постановки ее на учет, заявление ей написать не предложили, а журнал приема граждан у ответчика отсутствует. Ей в устной форме пояснили, какие документы необходимо представить для постановки на учет, при этом не разъяснили, когда необходимо установить газовое оборудование: до подачи заявления о принятии ее на учет или после.
Отклоняя доводы истца об ее обращении 15 июля 2021 года к ответчику, суд апелляционной указал, что истец, ссылаясь на факт первоначального обращения к ответчику с целью постановки ее на указанный учет 15 июля 2021 года, допустимых доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представила. Более того, Шерстнева В.М. в иске указала, что в качестве перечня документов, необходимых для постановки на указанный учет, ей 15 июля 2021 года назвали лишь те, которые предусмотрены пунктом 5 Порядка, тогда как документов, подтверждающих факт установки газового оборудования, в нем не имеется. Указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, противоречит позиции истца о том, что сотрудники ответчика не разъяснили ей, какие документы необходимо приложить к заявлению.
Вместе с тем, по настоящему делу, с учетом заявленных Шерстневой В.М. исковых требований, ее доводов, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права, судам следовало установить, обращалась ли Шерстнева В.М. 15 июля 2021 года к ответчику с целью постановки её на учет для предоставления меры социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования, была ли предоставлена истцу информация об условиях назначения и предоставления меры социальной поддержки, в том числе о том, что постановка на учет граждан в целях предоставления меры социальной поддержки осуществляется только до оснащения жилого помещения внутридомовым газовым оборудованием.
Указанные юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались и не исследовались, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, какой-либо правовой оценки судебных инстанций не получили.
Указывая, что истец не предоставила доказательств обращения 15 июля 2021 года к ответчику, суд апелляционной инстанции оставил без оценки доводы истца о том, что журнал приема граждан ответчиком при ее обращении не велся, заявление о постановке её на учет 15 июля 2021 года ей написать не предложили, не учел, что обязанность по доказыванию законности отказа в постановке на учет получателей единовременной социальной выплаты, а также надлежащего информирования об условиях назначения и предоставления меры социальной поддержки лежит на ответчике.
Указывая в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований на то, что разрешение на переустройство жилого помещения истцу не выдавалось, согласие собственников многоквартирного дома не получено, суд первой инстанции не учел, что данные обстоятельства не являлись основанием для отказа истцу в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Миасского городского суда Челябинской области от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.