Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1971/2022 по иску Зыковой Юлии Валерьевны к Министерству здравоохранения Свердловской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" о понуждении к заключению договора, взыскании единовременной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Зыковой Юлии Валерьевны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, выслушав объяснения Зыковой Ю.В, ее представителя Сукарева А.Е, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства здравоохранения Свердловской области Степановой Л.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зыкова Ю.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" (далее - ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ"), в котором просила взыскать с Министерства здравоохранения Свердловской области в пользу истца единовременную компенсационную выплату в размере 1 500 000 руб, понудить ответчиков заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований Зыкова Ю.В. ссылалась на то, что по трудовому договору от 25 августа 2020 г..N 891 она работает в ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ" в должности врача-психиатра в отделении N 41 филиала "Полевская психиатрическая больница" по адресу: Свердловская область, г..Полевской, п. Станционный-Полевской, ул. Гагарина, 5. Между истцом и ответчиком заключен трудовой договор о работе по внутреннему совместительству от 3 ноября 2020 г..N 917 по должности врача-психиатра.
Истец приглашена на работу работодателем с устным обещанием предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2020 г..N 508-ПП. В декабре 2020 г..истец обратилась в устной форме в отдел кадров ответчика с просьбой о предоставлении вышеуказанной единовременной компенсационной выплаты. В предоставлении выплаты и заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истцу отказано на том основании, что Министерство здравоохранения Свердловской области не может предоставить выплату без приведения каких-либо юридических оснований для такого отказа. В начале 2021 г..истец обращалась в Министерство здравоохранения Свердловской области с аналогичной просьбой и также получила отказ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты без объяснения причин. 2 декабря 2021 г..истец вновь обратилась к ответчикам с письменным заявлением установленной формы о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 500 000 руб. В ответе от 9 декабря 2021 г..N 01-15/209 в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отказано, поскольку законодательство, действовавшее в период трудоустройства истца (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г..N 115 "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)") устанавливало единовременную компенсационную выплату медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, то есть в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в то время, как истец трудоустроена в
отделение, которое оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2021 г..N 166н "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей)", который предусматривает единовременные компенсационные выплаты независимо от вида медицинской помощи, не распространяет своего действия на отношения, возникшие ранее. С отказом работодателя от заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истец не согласна, поскольку в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2020 г..N 508-ПП, поселок Станционный-Полевской, в котором находится отделение N 41 филиала "Полевская психиатрическая больница" входит в Перечень удаленных и труднодоступных территорий. Постоянное место жительства истца находится в г..Екатеринбурге. Работая врачом в указанном отделении, истец должна рассматриваться как медицинский работник (врач), прибывший на работу в сельский населенный пункт, удаленную и труднодоступную территорию.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 5 июля 2019 г..N 1314-п был утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 г..(программный реестр должностей). В позиции N 148 данного реестра зафиксирована вакантная должность врача-психиатра филиала "Полевская психиатрическая больница". Указывала, что по указанной вакантной должности была предоставлена субсидия бюджету Свердловской области из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств Свердловской области по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, данная выплата должна выплачиваться врачу, прибывшему в п. Станционный-Полевской и заключившему трудовой договор по данной должности с филиалом. Данная должность оставалась вакантной до 25 августа 2020 г, то есть до момента приема истца на работу по указанной должности. Полагала, что имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты по указанным основаниям.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Зыковой Ю.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Зыкова Ю.В. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Зыкова Ю.В. проживает и зарегистрирована по адресу: "данные изъяты"
14 августа 2020 г. Зыкова Ю.В. прекратила трудовые отношения с Негосударственным учреждением здравоохранения "Дорожная больница на станции Свердловск - Пассажирский" ОАО "РЖД", где работала в должности врача - психиатра - нарколога, на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
25 августа 2020 г. между Зыковой Ю.В. и ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" был заключен трудовой договор N 891, в соответствии с которым истец принята по основному месту работы в структурное подразделение работодателя - отделение N 41 филиала ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ" "Полевская психиатрическая больница" по адресу: Свердловская область, г. Полевской, п. Станционный-Полевской, ул. Гагарина, 5, на должность врача-психиатра, на неопределенный срок.
К трудовым обязанностям по данной должности Зыкова Ю.В. приступила с 25 августа 2020 г.
3 ноября 2020 г. стороны заключили трудовой договор N 917, в соответствии с которым истец принята по внутреннему совместительству в структурное подразделение работодателя - общебольничный медицинский персонал филиала ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ" "Полевская психиатрическая больница" по адресу: Свердловская область, г. Полевской, п. Станционный-Полевской, ул. Гагарина, 5, на должность врача-психиатра, на неопределенный срок.
К трудовым обязанностям по данной должности Зыкова Ю.В. приступила с 3 ноября 2020 г.
Из объяснений истца следует, что после поступления на работу в декабре 2020 г. она в устной форме обращалась к работодателю с вопросом о получении единовременной компенсационной выплаты, в чем ей также в устной форме без объяснения причин было отказано. Аналогичным образом она обращалась в Министерство здравоохранения Свердловской области в начале 2021 г, и также без объяснения причин получила отказ. 2 декабря 2021 г. она с соблюдением установленного порядка и формы обратилась к работодателю с письменным заявлением.
Из ответа ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ" от 9 декабря 2021 г. N 01-15/209 следует, что оснований для заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не имеется, так как законодательство, действовавшее на момент трудоустройства истца, устанавливало единовременную компенсационную выплату медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 166н, который предусматривает единовременные компенсационные выплаты независимо от вида медицинской помощи, не распространяет свое действие на ранее возникшие отношения.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г..N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", постановлением Правительства Свердловской области N 431-ПП от 16 июля 2019 г.."Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области", приказом Минздрава Свердловской области от 5 июля 2019 г..N 1314-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 г..(программный реестр должностей)", постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2020 г..N 508-ПП "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области" (вместе с "Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского
типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области"), исходил из того, что на момент заключения истцом и ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" трудового договора 25 августа 2020 г..по должности врача-психиатра, действовало постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г..N 1640 в редакции от 27 марта 2020 г, и принятое в соответствии с ним постановление Правительства Свердловской области, которые устанавливали выплату единовременной компенсационной выплаты только тем медицинским работникам, которые оказывают первичную медико-социальную помощь, и при этом включены в примерный перечень должностей таких медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей). Истец была трудоустроена в медицинское учреждение в отчетный год, который предусматривал единовременную компенсационную выплату только медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, при этом занимала должность в отделении, которое оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях, в связи с чем пришел к выводу о правомерности отказа работодателя в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Кроме того, суд пришел к выводу, что истец не имеет права на выплату, поскольку проживает в г..Екатеринбурге, в отдаленный населенный пункт не переезжала.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным, несмотря на неверное толкование пункта 2 Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты и ошибочность вывода суда о том, что истец не является лицом, прибывшим в сельский населенный пункт для трудоустройства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
Подпунктом "г" пункта 2 данного Указа на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. N 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 г, в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Правила).
Данные Правила в редакции от 29 марта 2019 г. предусматривали, что критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Условиями предоставления субсидии являются, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил.
Постановлением Правительством Свердловской области было N 431-ПП от 16 июля 2019 г. "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области", согласно которому выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или управлению здравоохранения администрации г. Екатеринбурга, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров (далее Порядок).
Пунктом 3 постановления установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 5 июля 2019 г. N 1314-п утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 г. (программный реестр должностей). Под N 148 данного реестра указана вакантная должность врача-психиатра Филиала "Полевская психиатрическая больница" ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" (в настоящее время ГАУЗ Свердловской области "СОКПБ").
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 в редакции от 27 марта 2020 г. предусматривают, что критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-социальную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт "а" пункта 3 Правил).
В пункте 5 Правил указано, что условиями предоставлении субсидии являются: а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере, в том числе: 1, 5 млн. рублей для врачей и 0, 75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для исполнения указанных обязательств, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В Примерном перечне должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. N 115н, указана должность врач-психиатр.
В связи с изменением положений Программы и утверждением вышеуказанного перечня Правительством Свердловской области было принято постановление N 508-ПП от 30 июля 2020 г, которым утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области.
Согласно данному Порядку выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением трудоустройства в медицинские организации с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или органу местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Свердловской области, разработанный на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации в размере: 1, 5 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, перечень которых приведен в приложении N 1 к настоящему порядку.
В указанном приложении N 1 под N 570 указан Полевской городской округ - поселок Станционный-Полевской.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 августа 2020 г. N 1428-п (в редакции приказа от 11 декабря 2020 г. N 2310-п и приказа от 26 декабря 2020 г. N 2454-п) утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 г. (программный реестр должностей).
Вакантной должности врача-психиатра Филиала "Полевская психиатрическая больница" ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" в данном Перечне не содержится.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 в редакции от 31 марта 2021 г, предусматривают, что критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Правил).
В пункте 5 Правил указано, что условиями предоставлении субсидии являются: а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере, в том числе: 1, 5 млн. рублей для врачей и 0, 75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В Примерном перечне должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 166н (начало действия документа - 16 апреля 2021 г.), указана должность врач-психиатр.
В связи с вышеуказанными изменениями Правительство Свердловской области внесло изменение в постановление от 30 июля 2020 г..N 508-ПП, в новой редакции от 15 апреля 2021 г, действие которой распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2021 г, Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области предусматривает, что выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением трудоустройства в медицинские организации с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, заключившим трудовой договор с медицинской организацией Свердловской области, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Свердловской области, разработанный на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные
компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации в размере: 1, 5 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, приведен в приложении N 1 к настоящему порядку.
В указанном приложении N 1 под 570 указан Полевской городской округ - поселок Станционный-Полевской.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 мая 2021 г. N 932-п (в редакции приказа от 22 октября 2021 г. N 2451-п и приказа от 8 декабря 2021 г. N 2801-п) утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2021 г. (программный реестр должностей).
Вакантной должности врача-психиатра Филиала "Полевская психиатрическая больница" ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" в данном Перечне не содержится.
Из приведенного правового регулирования следует, что право на получение медицинским работником в медицинских организациях и их структурных подразделениях единовременной компенсационной выплаты в период 2019 - 2021 годы зависело от того включена ли вакантная должность, которую занял медицинский работник в соответствующем году, в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, который действовал как в 2019 г, так и в 2020 г, 2021 г. предусмотрено, что решение об отказе в заключении договора принимается в случае, если: 1) медицинский работник не соответствует требованиям пункта 2 настоящего порядка; 2) документы представлены не в полном объеме; 3) представленные документы содержат недостоверные либо искаженные сведения (пункт 8).
В подпункте 3 пункта 12 Порядка установлен перечень документов, которые медицинская организация в случае заключения трудового договора с работником на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, направляет в Министерство здравоохранения Свердловской области.
Пунктом 13 Порядка установлено, что Министерство здравоохранения Свердловской области в течение 30 рабочих дней со дня приема документов, указанных в пункте 12 настоящего порядка, осуществляет проверку представленных в них сведений и принимает решение о заключении либо об отказе в заключении договора.
Проверка материалов дела показывает, что приведенные правовые нормы судами при разрешении настоящего гражданского дела применены правильно.
Установив, что на момент заключения истцом и ГБУЗ Свердловской области "СОКПБ" трудового договора 25 августа 2020 г. по должности врача-психиатра, действовало постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 в редакции от 27 марта 2020 г, и принятое в соответствии с ним постановление Правительства Свердловской области, которые устанавливали выплату единовременной компенсационной выплаты только тем медицинским работникам, которые оказывают первичную медико-социальную помощь, и при этом включены в примерный перечень должностей таких медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), а истец принята на должность в отделении, которое оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях, суды пришли к правильному выводу о правомерности отказа работодателя в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Последующее расширение законодателем перечня специалистов, имеющих право на выплату, не дает истцу права на ее получение, поскольку она была трудоустроена в другой финансовый период, а кроме того, занимаемой истцом должности в программном перечне реестра должностей на 2021 г. не имеется.
Доводы кассационной жалобы о дискриминации в форме ограничения права истца на единовременную компенсационную выплату в размере 1 500 000 руб. по основаниям даты заключения трудового договора и вида оказываемой медицинской помощи не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений.
Как верно отмечено судом первой инстанции, при рассмотрении заявлений медицинских работников о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ответчики правомерно руководствовались теми нормативными правовыми актами, которые регламентировали порядок предоставления такой выплаты, исходя из потребности медицинских организаций в медицинских работниках на период возникновения трудовых отношений.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на правовую позицию Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2019 г. N 72-КГ19-5 о том, что отсутствие у субъекта Российской Федерации бюджетных средств (исчерпание бюджетных средств) не может являться препятствием к реализации предоставленного гражданину права на предоставление единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению такой выплатой, правильность выводов судов не опровергает.
Как следует из указанного определения, оно вынесено при иных фактических обстоятельствах и ином правовом регулировании порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ошибочный вывод суда первой инстанции том, что истец не имеет право на компенсационную выплату, поскольку проживает в г. Екатеринбурге, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку данный вывод не повлек вынесение незаконного решения.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца единовременной компенсационной выплаты, понуждении ответчиков заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы её апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зыковой Юлии Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.