Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело N 2-256/2022 по иску Томиловой Елены Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании решения, возложении обязанности включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначить пенсию
по кассационной жалобе Томиловой Елены Валентиновны на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 28 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, выслушав объяснения Томиловой Е.В, ее представителя Шиловой Е.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Томилова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), в котором просила признать незаконным решение ответчика от 21 января 2022 г. N 9153/22, возложить на ответчика обязанность включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 24 мая 2000 г. по 14 сентября 2002 г, с 2 ноября 2002 г. по 9 октября 2006 г, с 10 октября 2006 г. по 22 августа 2010 г, с 5 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г, с 1 декабря 2010 г. по 20 февраля 2013 г, с 22 февраля 2013 г. по 27 марта 2013 г, с 28 марта 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 1 октября 2013 г. по 10 августа 2014 г, с 12 августа 2014 г. по 26 июня 2016 г, с 2 июля 2016 г. по 31 декабря 2020 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 января 2022 г.
В обоснование заявленных требований Томилова Е.В. ссылалась на то, что решением ответчика от 21 января 2022 г..N 9153/22 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По решению ответчика стаж истца составил 5 лет 11 месяцев, в льготном исчислении - 6 лет 3 месяца 6 дней. С решением ответчика истец не согласна, так как необоснованно не были приняты к зачету периоды ее работы медицинской сестры стационара Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи пенсионерам и инвалидам со стационаром", Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района" (с 24 мая 2000 г..по 14 сентября 2002 г, с 2 ноября 2002 г..по 9 октября 2006 г..), медицинской сестрой палатной стационара Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района" (с 10 октября 2006 г..по 22 августа 2010 г, с 9 мая 2010 г..по 30 ноября 2010 г..), медицинской сестрой палатной в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района" (с 1 декабря 2010 г..по 20 февраля 2013 г, с 22 февраля 2013 г..по 27 марта 2013 г..), старшей медицинской сестрой в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п.
Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района" (с 28 марта 2013 г..по 30 сентября 2013 г..), медицинской сестрой в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района", Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комлпексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" (с 1 октября 2013 г..по 10 августа 2014 г, с 12 августа 2014 г..по 26 июня 2016 г, с 2 июля 2016 г..по 31 декабря 2020 г..). Стаж, не принятый к зачету, составил 18 лет 11 месяцев 1 день. Законом Свердловской области от 12 октября 2004 г..N 112-ОЗ п. Цементный отнесен к сельской местности. Полагала, что имеет право назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 28 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Томиловой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Томилова Е.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10 января 2022 г. Томилова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 21 января 2022 г. N 9153/22 в удовлетворении заявления Томиловой Е.В. о назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. По решению ответчика стаж истца на дату обращения составил 5 лет 11 дней, в льготном исчислении - 6 лет 3 месяца 6 дней.
В стаж лечебной деятельности истца не засчитаны следующие периоды работы:
с 24 мая 2002 г. по 14 сентября 2002 г. - 00.03.21, с 2 ноября 2002 г. по 9 октября 2006 г. медицинской сестрой стационара Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи пенсионерам и инвалидам со стационаром", Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Невьянского района;
с 10 октября 2006 г. по 22 августа 2010 г, с 5 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г. медицинской сестрой палатной стационара Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Невьянского района; Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Невьянского района;
с 1 декабря 2010 г. по 20 февраля 2013 г. - 02.02.20, с 22 февраля 2013 г. по 27 марта 2013 г. медицинской сестрой палатной в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Невьянского района;
с 28 марта 2013 г. по 30 сентября 2013 г. старшей медицинской сестрой в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Невьянского района;
с 1 октября 2013 г. по 10 августа 2014 г. - 00.10.10, с 12 августа 2014 г. по 26 июня 2016 г, с 2 июля 2016 г. по 31 декабря 2020 г. медицинской сестрой в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" пос. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района", Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района".
Согласно записям в трудовой книжке, уточняющей справке работодателя, истец Томилова Е.В. 24 мая 2002 г. была принята на должность медицинской сестры стационара Муниципального учреждения "Территориальный центр социальной помощи пенсионерам и инвалидам со стационаром".
С 1 января 2006 г. Муниципальное учреждение передано в собственность Свердловской области.
С 1 апреля 2006 г. истец работала медицинской сестрой стационара Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района".
С 10 октября 2006 г. переведена на должность медицинской сестры палатной стационара Государственного областного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района".
3 марта 2009 г. Учреждение реорганизовано путем слияния в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района".
С 1 декабря 2010 г. истец переведена на должность медицинской сестрой палатной в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Невьянского района".
17 ноября 2011 г. Учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района".
С 1 января 2012 г. социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный переименовано в социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный.
С 28 марта 2013 г. истец переведена на должность старшей медицинской сестры в социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный.
1 октября 2014 г. изменен тип учреждения на Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района".
10 ноября 2017 г. учреждение переименовано в Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района".
Из устава Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" (ГАУ "КЦСОН Невьянского района"), утвержденного 12 октября 2017 г. приказом Министерства социальной политики Свердловской области N 526, следует, что основной целью создания автономного учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания; предметом деятельности: социальное обслуживание, социальное сопровождение граждан, профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числе реабилитации или абилитации инвалидов. Основными видами деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в соответствии с целями, для достижения которых оно создано: предоставление социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг; предоставление социального обслуживания в форме на дому; предоставление социального обслуживания в стационарной форме (пункт 12 Устава).
Аналогичные положения содержали: устав Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района", утвержденный 3 ноября 2011 г. N 1097; устав Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района", утвержденный 15 июля 2014 г. N 604-пп.
Согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения", утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 июля 1999 г. N32 (утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 251, отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. (пункт 5.13.1). Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно - гигиенических услуг, при необходимости, медицинской помощи, а также организации их питания и досуга (пункт 5.14.1).
Согласно Положению о порядке и условиях социального обслуживания населения Невьянского района N 1/01/01-06-С от 10 января 2012 г, Положению N 13/01/01-06-С от 8 июня 2012 г. о социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный о порядке и условиях социального обслуживания населения Невьянского района, Положению N 66/01/01-06С от 3 декабря 2012 г. о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный ГБУ "КЦСОН Невьянского района, Положению N 84/01/01-06С от 1 ноября 2013 г. о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный ГБУ "КЦСОН Невьянского района, Положению N 98/01/01-06С от 10 февраля 2014 г. о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов "Рассвет" п. Цементный ГБУ "КЦСОН Невьянского района, Положению N 11А/02/01-03 от 13 марта 2017 г. о порядке и условиях предоставления социальных услуг в стационарной форме Социально-реабилитационного отделении "Рассвет" п. Невьянского района ГАУ "КЦСОН Невьянского района", предметом деятельности отделения (подразделения) являлась организация и предоставление социально-реабилитационных услуг получателям социальных услуг (гражданам пожилого возраста и инвалидам), которая направлена на удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры социально-реабилитационного отделения "Рассвет", утвержденной директором ГБУ "КЦСОН Невьянского района" 12 января 2012 г, в должностные обязанности, в том числе, входило оказание социально-медицинских услуг, социально-бытовых услуг клиентам отделения, способным к самообслуживанию, а также нуждающимся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, адаптационное обучение клиентов; проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм (по назначению врача); осуществление медицинских манипуляций, раздача таблетированных лекарственных средств, заваривание и раздача фиточая (по назначению лечащего врача).
Должностная инструкция медицинской сестры социально-реабилитационного отделения "Рассвет", пос. Цементный, утвержденной Директором ГБУ "КЦСОН Невьянского района" 1 июня 2017 г, должностные инструкции медицинской сестры палатной (от 3 ноября 2003 г, от 17 марта 2009 г.) медицинской сестры (от 1 октября 2013 г.) также предусматривают аналогичные должностные обязанности.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 10 апреля 1998 г, а спорные периоды с 24 мая 2002 г. по 14 сентября 2002 г.; с 2 ноября 2002 г. по 9 октября 2006 г.; с 10 октября 2006 г. по 22 августа 2010 г.; с 5 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г.; с 1 декабря 2010 г. по 20 февраля 2013 г.; с 22 февраля 2013 г. по 27 марта 2013 г.; с 28 марта 2013 г. по 30 сентября 2013 г.; с 1 октября 2013 г. по 10 августа 2014 г.; с 12 августа 2014 г. по 26 июня 2016 г.; с 2 июля 2016 г. по 31 декабря 2020 г. отражены работодателем без указания кода особых условий труда.
В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, однако комплексный центр социального обслуживания населения в нем не предусмотрен.
Из справки ГАУ "КЦСОН Невьянского района" от 06.09.2021 (содержится в пенсионном деле истца) также не усматривается, что истец работала в условиях льготной профессии (в соответствующем учреждении социального обслуживания в соответствии с Правилами N 781) для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что истец в спорные периоды работала медицинской сестрой (в том числе старшей) в комплексном центре социального обслуживания населения, которое не относится к учреждениям здравоохранения и учреждениям социального обслуживания, поименованным в соответствующем разделе Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. N 781, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца и назначения истцу досрочной пенсии с учетом продолжительности имеющегося у истца специального стажа.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о необходимости применения пункта 8 раздела "Наименования учреждений" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. N 781, суд апелляционной инстанции указал, что учреждения, в которых работала истец, к центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не относятся, что следует из представленных в материалы дела и получивших надлежащую оценку документов, регламентирующих деятельность учреждения. Суду действующим законодательством не предоставлена возможность установления тождества наименований учреждений тем наименованиям, которые предусмотрены указанным выше Списком.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения работодателем в отношении спорных периодов времени представлены без кода льготной профессии. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который действовал в спорные периоды работы истца (далее - Список N 781).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в частности, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
В Списке N 781 в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности: медицинской сестры, медицинской сестры палатной (постовой).
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих; консультативно-диагностический; лечебно-диагностический восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации; профессиональной патологии; медицинской профилактики; мануальной терапии; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); восстановительного лечения для детей; диагностический; консультативно-диагностический для детей; лечебной физкультуры и спортивной медицины; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича; перинатальный; планирования семьи и репродукции; по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности, Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации); федеральный; Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России; вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота; Клинический центр Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
В пункте 31 Перечня указаны учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Наименование учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" в данном списке отсутствует.
В кассационной жалобе истец Томилова Е.В. приводит доводы о том, что согласно представленной копии диплома Томилова Е.В. окончила Ирбитское медицинское училище в 1996 г. по специальности "лечебное дело". Во 2 разделе постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" поименованы врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности. Из приведенного в Списке от 6 сентября 1991 г. N 464 перечня врачей и среднего медицинского персонала следует, что он является обобщенным, то есть в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Право на пенсию предоставлено врачам и среднему медперсоналу независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В этой связи при подсчете стажа на практике применяются номенклатуры. При отнесении того или иного учреждения здравоохранения к лечебно-профилактическим учреждениям следует руководствоваться номенклатурой учреждений здравоохранения от 23 октября 1978 г. N 1000 с последующими дополнениями и изменениями и номенклатурой, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35. Ссылается на аналогичное гражданское дело за N 2-1261/2013 по иску коллеги истца медсестры палатной социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный Карсаковой И.И, вышедшей в том же 2013 г. на досрочную трудовую пенсию по старости, требования которой к ГУ УПФ РФ в г. Невьянске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости были удовлетворены судом в полном объеме.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Перечисленные в жалобе нормативный акты в рассматриваемом деле применению не подлежат, учитывая, что на период соответствующей работы они не действовали.
Доводы заявителя о несогласии с данной судами оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, также не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанции, судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 28 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Томиловой Елены Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.