Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1963/2022 по иску Деминой Марзифы Закваровны к муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею "Трактор" города Челябинска о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Деминой Марзифы Закваровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею "Трактор" города Челябинска Елчевой Т.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Демина М.З. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею "Трактор" города Челябинска (далее - МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска), с учетом уточнений, о признании незаконным приказа N 479-к от 13 декабря 2021 года "Об отстранении работника от работы", допуске к работе в качестве уборщицы производственных и служебных помещений, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в период отстранения от работы с 16 декабря 2021 года по дату вынесения решения, на день судебного заседания 91 237 руб. 34 коп, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В обоснование иска указала, что она работает у ответчика уборщицей служебных помещений. На основании приказа N 479-к от 13 декабря 2021 года она отстранена от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавируса. С данным приказом не согласна, считает его незаконным, поскольку в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, при выполнении которых требуется обязательное отстранение от работы, должность которую она занимает, не указана. Принимая оспариваемый приказ, ответчик нарушил часть 2 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ, произвольно причислив ее должность к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, а так же полагает, что подлежит взысканию средний заработок за незаконное отстранение от работы.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 22 апреля 2022 года исковые требования Деминой М.З. удовлетворены.
Признан незаконным приказ МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска N 479-к от 13 декабря 2021 года "Об отстранении работника от работы" с 16 декабря 2021 года уборщика служебных помещений Деминой М.З, неначисление в период отстранения заработной платы. Демина М.З. допущена к работе в МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска с 22 апреля 2022 года. С МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска в пользу Деминой М.З. взысканы средний заработок за время вынужденного прогула в период отстранения от работы с 16 декабря 2021 года по 22 апреля 2022 года в размере 108 241 руб. 28 коп, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Указано, что решение суда о допуске к работе подлежит немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 22 апреля 2022 года отменено, принято по делу новое решение об отказе Деминой М.З. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Демина М.З. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска.
Истец Демина М.З. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Демина М.З. работает в МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска с 22 октября 2018 года в качестве уборщицы производственных и служебных помещений, с Деминой М.З. заключен трудовой договор N 96/18 от 22 октября 2018 года, а так же дополнительное соглашение от 01 октября 2019 года к трудовому договору.
Приказом N 4/193 от 18 октября 2021 года Управления по физической культуре и спорту администрации города Челябинска "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 работникам муниципальных учреждений, подведомственных Управлению", для работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по физической культуре и спорту администрации города Челябинска установлен срок для проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19: до 11 ноября 2021 года - первым компонентом вакцины, до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Руководителям муниципальных учреждений, подведомственных Управлению, предписано издать правовой акт о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в отношении работников учреждения в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области N 3 от 08 октября 2021 года. Указано, что в случае отказа, подтвержденного письменно, от прохождения вакцинации без уважительных причин, работодатель вправе отстранить работника от выполнения работы без сохранения заработной платы на основании абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
22 октября 2021 года директором МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска Кудиновым А.В. издан приказ N 94-од "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска", согласно которому, для работников МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска установлен срок проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19: до11 ноября 2021 года - первым компонентом вакцины, до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Указано, что в случае отказа, подтвержденного письменно, от прохождения вакцинации без уважительных причин, работник будет отстранен от выполнения работы без сохранения заработной платы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
26 ноября 2021 года, Демина М.З. ознакомлена с уведомлением работодателя от 15 ноября 2021 года об отстранении от работы с 11 декабря 2021 года, в котором указано, что она будет отстранена от работы без сохранения денежного содержания на весь период эпидемиологического неблагополучия либо до устранения причин, явившихся основанием для отстранения. Деминой М.З. предложено до 10 декабря 2021 года (включительно) предоставить в отдел кадров медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению иммунизации (медицинском отводе о прививки) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
13 декабря 2021 года, Деминой М.З. предоставлен письменный отказ от прохождения вакцинации согласно которому истец указала на то, что отказывается от участия в медицинском эксперименте.
На основании приказа N 479-к от 13 декабря 2021 года "Об отстранении работника от работы" Демина М.З. отстранена от работы с 16 декабря 2021 года до издания главным государственным санитарным врачом Челябинской области постановления об окончании периода эпидемиологического неблагополучия в регионе, предоставления работником сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19 Указано в период отстранения главному бухгалтеру Куприяновой Н.А. данному работнику заработную плату не начислять. Основанием для издания приказа являются: пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "О иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзац 8 части 1, части 2, 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", уведомление от 15 ноября 2021 года N 2, письменный отказ от вакцинации Деминой М.З. от 13 декабря 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования Деминой М.З, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", исходил из того, что занимаемая истцом в МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска должность уборщицы производственных и служебных помещений, в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, не указана; истец не относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3; ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что работа истца связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Учитывая также, что истец Демина М.З. не была ознакомлена с приказом ответчика от 22 октября 2021 года N 94-од "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), работникам МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска", пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ N 479-к от 13 декабря 2021 года является незаконным, истец Демина М.З. подлежит допуску к работе с 22 апреля 2022 года, в ее пользу подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями статей 10, 11, 29, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 5, 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", исходил из того, что для истца как работника учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, относящегося к организациям, работающим в сфере предоставления услуг, а соответственно в сфере обслуживания населения, вакцинация, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", являлась обязательной. Принимая во внимание, что выполнение должностных обязанностей истцом осуществляется в местах массового нахождения людей, в том числе несовершеннолетних, что составляет угрозу высокого риска заболевания инфекционными болезнями, истец не представила доказательств наличия у нее противопоказаний к профилактическим прививкам, пришел к выводу, что у работодателя имелись законные основания для ее отстранения от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки, работодателем процедура отстранения от работы не нарушена.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15 следует, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 предписано обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданам в возрасте от 18 лет и старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области в сферах, в том числе в сфере обслуживания населения: организациях физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительных комплексах, фитнесс-центрах (клубах), бассейнах, банях, саунах, соляриях, массажных и СПА-салонах (пункт 1.3). На руководителей организаций независимо от формы, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего постановления, в срок до 11 ноября 2021 года первым компонентом; в срок до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом (пункт 6.1). Кроме того, возложена обязанность обеспечить наличие медицинского заключения (справки от медицинской организации) о наличии противопоказаний к проведению иммунизации (медицинском отводе от прививки) против новой коронавирусной инфекции у лиц, указанных в пункте 2 постановления (пункт 6.2).
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания; решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов; если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении работником своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Принимая во внимание, что МБУ СШОР "Трактор" г. Челябинска относится к учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, соответственно для истца, как работника данного учреждения, вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являлась обязательной; учитывая, что истец написала отказ от вакцинации, медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки не представила, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения истца от работы.
Доводы кассационной жалобы Деминой М.З, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о законности отстранения её от работы со ссылками на то, что ее должность в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, не указана; ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что ее работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями; все нормативно-правовые акты, на которые ссылается суд апелляционной инстанции, отражают "профилактические прививки", а суд заменяет это понятие другим "профилактические прививки по эпидпоказаниям"; отстранение работника возможно путем вынесения главным государственным санитарным врачом мотивированного решения в отношении конкретных лиц; в постановлении Главного государственного санитарного врача Челябинской области носителями возбудителей инфекционных заболеваний произвольно и немотивированно установлены здоровые люди, отказавшиеся от вакцинации от COVID-19; материалы дела не содержат доказательств, что на момент издания приказа об отстранении от работы она страдала инфекционным заболеванием и, одновременно, являлась источником его распространения; в отношении нее или ответчика постановление об отстранении от работы в связи с наличием у нее инфекционного заболевания не выносилось; включение вакцинации против новой коронавирусной инфекции в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям не влечет отстранение от работы работника, не прошедшего вакцинацию, судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права.
Довод кассационной жалобы о том, что работодателем была нарушена процедура отстранения от работы, поскольку она не была ознакомлена с приказом ответчика от 22 октября 2021 года N 94-од, судебной коллегией отклоняется, поскольку судами установлено, что уведомлением работодателя от 15 ноября 2021 года истец была заранее проинформирована о необходимости предоставления в срок до 10 декабря 2021 года (включительно) медицинского документа, подтверждающего проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо медицинского заключения о наличии противопоказаний к проведению иммунизации (медицинском отводе о прививки) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Фактически доводы кассационной жалобы Деминой М.З. основаны на неправильном понимании положений нормативно-правовых актов, регламентирующих обязанность по прохождению вакцинации отдельных категорий работников, порядок прохождения такой вакцинации, права и обязанности работодателя в связи с прохождением (непрохождением) работниками вакцинации.
Иное понимание и толкование норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений.
Переоценка исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки, в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Деминой Марзифы Закваровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.