Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4290/2022 по иску Рязанова Евгения Леонидовича, Шабарина Александра Владимировича, Расторгуева Максима Владимировича, Щербинина Вячеслава Владимировича, Самайсак Дмитрия Зиновьевича к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Рязанова Евгения Леонидовича, Шабарина Александра Владимировича, Расторгуева Максима Владимировича, Щербинина Вячеслава Владимировича, Самайсак Дмитрия Зиновьевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рязанов Е.Л, Шабарин А.В, Расторгуев М.В, Щербинин В.В, Самайсак Д.З. обратились в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки с даты присвоения звания "Ветерана труда".
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что они являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях органах уголовно-исполнительной системы и их семей", им присвоено звание "Ветеран труда", при этом в предоставлении мер социальной поддержки, установленных для данной категории лиц, отказано.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 19 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Рязанову Е.Л, Шабарину А.В, Расторгуеву М.В, Щербинину В.В, Самайсак Д.З. отказано.
В кассационной жалобе истцы Рязанов Е.Л, Шабарин А.В, Расторгуев М.В, Щербинин В.В, Самайсак Д.З. просят отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцы Рязанов Е.Л, Шабарин А.В, Расторгуев М.В, Щербинин В.В, Самайсак Д.З, являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
1 ноября 2017 г. Щербинину В.В. выдано удостоверение "Ветерана труда". 12 декабря 2018 г. аналогичное удостоверение выдано Самайсак Д.З, 11 марта 2019 г. - Шабарину А.В, 10 апреля 2019 г. - Расторгуеву М.В, 30 августа 2021 г. - Рязанову Е.Л.
Письмами от 1 декабря 2021 г, 4 марта 2022 г. Министерство социальных отношений по Челябинской области сообщило истцам об отсутствии правовых оснований для предоставления им мер социальной поддержки, установленных Законом Челябинской области для ветеранов труда, поскольку они не достигли возраста 60 лет.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", исходил из того, что статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статьей 4 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или при достижении ими возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины). Истцы на момент получения удостоверений "Ветеран труда" 60-летнего возраста не достигли, в связи с чем с указанной даты права по предоставление мер социальной поддержки не имеют.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе истцы приводят доводы о том, что право на получение мер социальной поддержки у них возникает сразу после получения удостоверения "Ветеран труда".
Судебная коллегия полагает, что данные доводы основаны на ошибочном толковании истцами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 124-ФЗ было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин - 60 лет).
С 1 января 2005 г. данная статья действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в соответствии с которой меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами субъектов Российской Федерации. При этом названным Федеральным законом были предусмотрены дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Согласно статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при определении мер социальной поддержки на уровне субъекта Российской Федерации должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Челябинской области принял закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", в котором сохранил правовое положение граждан, приобретших статус ветерана труда до 10 августа 2001 г. (дата вступления в силу изменений, внесенных в статью 22 Федерального закона "О ветеранах" Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 закона Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" в редакции закона Челябинской области от 2 октября 2018 г. N 775-ЗО меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или при достижении ими возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
Согласно пунктам 1, 4 данной статьи в редакции законов Челябинской области от 25 августа 2011 г. N 169-ЗО, от 27 ноября 2014 г. N 58-ЗО, действовавшей на дату выдачи Щербинину В.В. удостоверения "Ветеран труда" (1 ноября 2017 г.), были предусмотрены аналогичные положения, о том, что меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 1).
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 3).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности правового статуса ветеранов труда, пенсии которым были назначены по иным основаниям, чем это предусмотрено Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан из числа ветеранов труда.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 639-О-О и от 24 февраля 2011 г. N 245-О-О.
Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования для получения мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, получающих пенсию по выслуге лет, необходимо достижение гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин).
Поскольку истцы данного возраста не достигли, суды правильно не установили правовых оснований для удовлетворения требований о признании за ними права на предоставление мер социальной поддержки с даты присвоения соответствующего звания.
Доводы, изложенные заявителями в кассационной жалобе о наличии оснований для признания права на предоставление мер социальной поддержки с даты присвоения звания "Ветерана труда" повторяют правовую позицию истцов в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рязанова Евгения Леонидовича, Шабарина Александра Владимировича, Расторгуева Максима Владимировича, Щербинина Вячеслава Владимировича, Самайсак Дмитрия Зиновьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.