Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2618/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Москвы о признании недействующим пункта 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка
по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального округа Якиманка на решение Московского городского суда от 24 июня 2022 г, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения представителя административного истца прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5 возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением муниципального Собрания Якиманка в городе Москве от 27 ноября 2003 г. N 68 принят Устав муниципального округа Якиманка (далее также - Устав), который зарегистрирован в Департаменте территориальных органов исполнительной власти года Москвы 8 декабря 2003 г. за N 102 и опубликован в издании "Якиманка" N 17 в декабре 2003.
Пунктом 3 статьи 5 Устава определён численный состав представительного органа местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального округа Якиманка в городе Москве от 12 ноября 2020 г. N 79 "О внесении изменений в Устав муниципального округа Якиманка" пункт 3 статьи 5 Устава изложен в новой редакции, согласно которой Совет депутатов состоит из 21 депутата.
Заместитель прокурора города Москвы обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 5 Устава, указав в его обоснование, что оспариваемая норма противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее также - Закон города Москвы N 56), согласно которому численность депутатов представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального округа в зависимости от численности избирателей муниципального округа и не может быть менее 10 и более 12 депутатов - при численности избирателей муниципального округа менее 50 тысяч человек, учитывая, что численность избирателей муниципального округа Якиманка по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 13 967 человек.
Решением Московского городского суда от 24 июня 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено. Пункт 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка, принятого решением муниципального Собрания Якиманка в городе Москве от 27 ноября 2003 г. N 68 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального округа Якиманка просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе заместителю прокурора города Москвы в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при разрешении спора и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поддерживая правовую позицию, занятую в суде первой инстанции.
В том числе административный ответчик указал, что изменения в пункт 3 статьи 5 Устава внесены решением Совета депутатов муниципального округа Якиманка от 12 ноября 2020 г. N 79, а административный истец оспаривает данную норму в первоначальной редакции, что противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50.
Также суд не учёл, что при внесении в декабре 2021 г. изменений в Закон города Москвы N 56 было предусмотрено, что если положения устава внутригородского муниципального образования в городе Москве, определяющие численность депутатов представительного органа, не приведены в соответствие с требованиями статьи 12 Закона города Москвы N 56 (в изменённой редакции), то выборы депутатов представительного органа, назначенные после вступления в силу внесённых в Закон города Москвы N 56 изменений, проводятся исходя из минимальной численности депутатов представительного органа, установленной статьёй 12 Закона города Москвы N 56.
Кроме того, нормоконтроль осуществлён судом без учёта иных положений решения Совета депутатов муниципального округа Якиманка от 12 ноября 2020 г. N 79, которым внесены изменения в Устав муниципального округа. Так, исходя из пункта 3 статьи 26 Устава (в новой редакции) депутаты Совета депутатов избираются на основе избрания десяти депутатов по многомандатным избирательным округам и одиннадцати депутатов по единому избирательному округу, то есть всего избирается 21 депутат. Обжалуемое решение, принятое без учёта пункта 3 статьи 26 Устава, создаёт правовую неопределённость и невозможность проведения в дальнейшем выборов в Совет депутатов.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором прокуратуры города Москвы представлены письменные возражения с просьбой оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя административного ответчика.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этим же федеральным законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.
Частью 8 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и не может быть менее 10 человек.
Из анализа приведённых выше законоположений, а также предписаний части 1 статьи 44, части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 20 Устава муниципального округа Якиманка однозначно следует, что Устав и последующие изменяющие его решения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования. Правомочность Совета депутатов муниципального округа Якиманка (ранее - муниципальное Собрание Якиманка в городе Москве), а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, а также государственные гарантии его реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города Москвы регламентированы Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы N 56 численность депутатов представительного органа муниципального округа определяется уставом муниципального округа в зависимости от численности избирателей муниципального округа и не может быть менее 10 и более 12 депутатов - при численности избирателей муниципального округа менее 50 тысяч человек.
Согласно сведениям о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2022 г, размещённым на сайте Московской городской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет на основании пункта 4.6 Положении о Государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённого постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II, число избирателей, участников референдума в районе Якиманка Центрального административного округа по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 13 967 человек.
Поскольку пунктом 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка в действующей редакции (в редакции решения от 12 ноября 2020 г. N 79) определено, что представительный орган местного самоуправления состоит из 21 депутата, что противоречит пункту 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы N 56, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административное исковое заявление заместителя прокурора города Москвы и признал названную норму Устава недействующей с момента вступления судебного акта в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов муниципального округа Якиманка являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого решения.
Как правильно указал в решении суд со ссылкой на разъяснения, данные в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В рассматриваемом деле административным истцом оспаривался пункт 3 статьи 5 Устава, действующий в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Якиманка от 12 ноября 2020 г. N 79.
Тем самым, поскольку суд рассмотрел административное исковое заявление заместителя прокурора города Москвы о признании Устава муниципального округа Якиманка не действующим в части как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции, доводы апелляционной жалобы основанием для отмены судебного акта не являются.
Учитывая требования части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, вопрос о соответствии иных положений Устава муниципального округа Якиманка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предметом проверки в отсутствие иных требований при рассмотрении данного административного дела не является.
Довод административного ответчика о том, что не приведение Устава муниципального округа Якиманка в соответствие с внесёнными в декабре 2021 г. в Закон города Москвы N 56 изменениями не может повлечь негативных последствий, так как в этом случае выборы депутатов представительного органа должны быть проведены исходя из минимальной численности депутатов представительного органа, установленной статьёй 12 Закона города Москвы N 56, также не влечёт отмену обжалуемого решения, поскольку оспариваемая административным истцом норма не соответствует положениям регионального законодательства и нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального округа, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания её недействующей.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы административного ответчика, приведённые в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При таком положении предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 24 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального округа Якиманка - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.