Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Васильевой Т.И, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-37/2022 по частной жалобе Никешина Г.Ю. на определение Тамбовского областного суда от 6 октября 2022 года об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления Никешина Г.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Никешин Г.Ю. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости, в отношении которого установлена завышенная кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной стоимости, чем затрагиваются его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Определением Тамбовского областного суда от 6 октября 2022 года в принятии к рассмотрению административного искового заявления отказано.
В частной жалобе Никешин Г.Ю. просит определение судьи от 6 октября 2022 года отменить, удовлетворить частную жалобу и принять административное исковое заявление к производству. В обоснование доводов указывает, что возвращение ТОГБУ "ЦОКСОН" письмом N от 9 сентября 2022 года заявления без рассмотрения по мотиву того, что оно было подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, не может лишать административного истца права на обращение в суд с административным исковым заявлением и установлением кадастровой стоимости, так как оспариваемой кадастровой стоимостью затрагиваются его права как налогоплательщика. Представить в ТОГБУ "ЦОКСОН" отчет об оценке спорного объекта недвижимости по состоянию на дату в пределах шестимесячного срока административные истцы не имеют возможности, поскольку вследствие утверждения приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N 667 от 17 октября 2020 года очередных результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тамбовской области оспариваемая кадастровая стоимость стала архивной.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьёй единолично.
Проверив административный материал, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Принимая обжалуемый судебный акт, судья исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, требования которой административным истцом соблюдены не были, а именно приложенное к заявлению Никешина Г.Ю. уведомление ТОГБУ "ЦОКСОН" от 9 сентября 2022 года N о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной без рассмотрения не относится к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поскольку оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке.
Суд апелляционной инстанции полагает данные выводы судьи правильными исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно пункту 1 статьи 22.1 поименованного федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 5 названной статьи).
По результатам рассмотрения заявления заинтересованных лиц бюджетным учреждением принимаются решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (пункт 11 статьи 22.1).
Названное решение может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15 поименованной статьи).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ до 1 января 2023 года.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в таком решении (в случае отсутствия решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации: 1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН; 2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ; 3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 2 декабря 2020 года N 976 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" такой датой на территории Тамбовской области является 1 января 2021 года.
С указанной даты на территории Тамбовской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В силу разъяснений, приведенных в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (ответ на вопрос 4), если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Как следует из административного материала, Никешину Г.Ю. на основании договора купли продажи земельного участка под объектами недвижимости N от 6 мая 2022 года принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, расположенный по адресу: "адрес" (право собственности зарегистрировано 20 мая 2022 года).
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 30 ноября 2018 года N 854 в размере 4 914 297, 43 рублей.
Вопреки утверждению административного истца данная кадастровая стоимость является действующей, поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 2 867 233, 39 рублей утверждена приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N 620 от 25 октября 2022 года по состоянию на 1 января 2022 года и подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года.
В силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Тамбовской области от 25 ноября 2016 года N 17-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", решения Мордовского поселкового Совета народных депутатов Мордовского района Тамбовской области от 25 ноября 2016 года N 206 "Об установлении на территории Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области налога на имущество физических лиц" административный истец в 2022 году является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С административным иском об оспаривании кадастровой стоимости Никешин Г.Ю. обратился 4 октября 2022 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в приведенном выше обзоре судебной практики (ответы на вопросы 5, 9), заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ). В силу части 15 статьи 22.1 требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании в суде решения бюджетного учреждения, принятого по результатам рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, и не носит самостоятельного характера. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
К числу решений ТОГБУ "ЦОКСОН", которое может быть оспорено в судебном порядке, не может быть отнесено письмо учреждения N от 9 сентября 2022 года об оставлении заявления административного истца без рассмотрения, поскольку к таковым закон относит только решения, принятые в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что право обращение в суд с самостоятельным требованием об установлении действующей кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости у административного истца отсутствует, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы судьи о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отказа в принятии административного искового заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное определение является законным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Тамбовского областного суда от 6 октября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Никешина Г.Ю. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Т.И. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.