Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-89/2022 по кассационной жалобе представителя административных ответчиков Терских Ильи Игоревича на апелляционное определение Южного окружного военного суда от 12 августа 2022 г, которым отменено решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 июня 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Федорова Руслана Вадимовича об оспаривании действий жилищной комиссии "данные изъяты" (далее - жилищная комиссия), связанных с отказом в изменении даты принятия на жилищный учёт.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда Федорову отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения жилищной комиссии от 2 марта 2022 г, которым ему отказано в изменении даты принятия на жилищный учёт.
Апелляционным определением окружного военного суда решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признав незаконным оспоренное решение коллегиального органа в части, касающейся административного истца, суд апелляционной инстанции обязал жилищную комиссию повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилье с 13 ноября 2014 г.
В поданной 17 октября 2022 г. кассационной жалобе, представитель административных ответчиков, излагая обстоятельства дела и выражая несогласие с апелляционным определением окружного военного суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствует обстоятельствам дела, просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование этого указывает, что Федоров как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, имеет право на обеспечение жильём для постоянного проживания по месту прохождения военной службы. В случае перевода к новому месту службы в другой населённый пункт он, приобретая эти жилищные права в новом населённом пункте, утрачивает их в прежнем месте службы, в связи с чем его принятие на жилищный учёт осуществляется по дате обращения в жилищный орган по новому месту военной службы без сохранения периода такого учёта по предыдущему месту службы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Федоров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в августе 1995 г, в 2019 г. переведён к новому месту военной службы в г. "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии от 11 марта 2020 г. он признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы с 5 февраля 2020 г.
В январе 2022 г. административный истец обратился в жилищный орган с заявлением об изменении даты принятия на жилищный учёт на 13 ноября 2014 г, когда он впервые был признан нуждающимся в постоянном жилье при прохождении военной службы в "данные изъяты", в чём оспоренным решением жилищной комиссии ему отказано.
В обоснование принятого решения уполномоченный орган указал, что жилищный вопрос Федорова рассмотрен в марте 2020 г. на основании действовавших в тот период правовых норм и до издания Правительством Российской Федерации постановления от 30 октября 2020 г. N 1768 "Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приёма-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Будучи отнесённым к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, имеющих право на получение постоянного жилья по месту службы (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции от 2 декабря 2019 г.), он признан нуждающимся в жилом помещении по новому месту прохождения военной службы в г. "данные изъяты" с даты подачи соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Федорова о принятии на жилищный учёт, поданное в феврале 2020 г, рассмотрено жилищной комиссией 11 марта того же года, то есть до вступления в силу Правил, в частности п. 9, предусматривающего, что при переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учёт считается дата постановки на учёт федеральным органом по прежнему месту военной службы.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, окружной военный суд, руководствуясь п. 7 Порядка реализации в органах федеральной службы безопасности постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, утверждённого приказом "данные изъяты" России от 4 декабря 2013 г. N * (далее - Порядок), из которого следует, что в случае перевода из одного "данные изъяты" в другой, военнослужащий и члены его семьи включаются в соответствующий список очередников по новому месту военной службы на основании решения жилищной комиссии с даты принятия на учёт по прежнему месту военной службы военнослужащего после поступления в "данные изъяты" его учётного дела, пришёл к выводу о том, что повторное обращение Федорова и поступление учётного дела с прежнего места службы обязывало жилищный орган вновь рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учёт с даты учёта по прежнему месту военной службы, то есть с 13 ноября 2014 г.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку находит их основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу абз. 3, 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений (жилищная субсидия) либо предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с установленными нормами.
Следовательно, административный истец относится к категории военнослужащих, которые в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях подлежат обеспечению жильём в форме жилищной субсидии либо предоставления жилых помещений в собственность или по договору социального найма по месту военной службы.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 9 действовавших до 31 октября 2020 г. Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предусматривалось, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы.
Датой принятия на учёт военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления и необходимых документов.
Аналогичные в целом по содержанию положения содержатся и в действующих в настоящее время Правилах.
Порядок организации в "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в "данные изъяты", определён приказом "данные изъяты" России от 24 октября 2011 г. N **, которым утверждены Правила организации в "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила организации).
В соответствии с п. 3, 21, 29 Правил организации для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учёт военнослужащим подаётся в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение N 1). Датой принятия военнослужащего на учёт является дата подачи им заявления или рапорта и документов, предусмотренных п. 3 и 12 настоящих Правил.
В случае перевода к новому месту военной службы в другой "данные изъяты" военнослужащий снимается с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Действительно, в первоначальной редакции п. 32 Правил организации предусматривалось, что принятие на учёт военнослужащих, переведённых к новому месту военной службы из одного подразделения "данные изъяты" России в другое подразделение "данные изъяты" России, осуществляется по дате принятия их на соответствующий учёт по прежнему месту военной службы.
Вместе с тем приказом "данные изъяты" России от 23 мая 2013 г. N *** "О внесении изменений в Правила организации в "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённые приказом "данные изъяты" России от 24 октября 2011 г. N **", в п. 32 внесены изменения, согласно которым принятие на учёт военнослужащих, переведённых к новому месту военной службы из одного "данные изъяты" (подразделения "данные изъяты" России) в другой "данные изъяты" (подразделение "данные изъяты" России) в пределах одного населённого пункта, осуществляется по дате принятия их на соответствующий учёт по прежнему месту военной службы.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований, установленных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения гарнизонного военного суда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспоренным решением жилищной комиссии права и законные интересы Федорова нарушены не были.
Прибыв в 2019 г. к новому месту военной службы в г. "данные изъяты" из иного населённого пункта, истец подлежал снятию с жилищного учёта по предыдущему месту прохождения военной службы и принятию на этот учёт в новом месте службы с даты подачи заявления, что имеет место по настоящему административному делу.
Не подлежал применению по делу и п. 7 Порядка, на который сослался окружной военный суд в апелляционном определении, так как данный Порядок, утверждённый во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, регулирует вопросы признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в "данные изъяты", обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к категории которых административный истец не отнесён (п. 1 Порядка).
Не учтено судом второй инстанции и то, что на момент утверждения Порядка приказом "данные изъяты" России от 4 декабря 2013 г. N *, действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 на военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не распространялось, а разрешение их жилищного вопроса осуществляется в соответствии с положениями Правил организации.
Что же касается п. 9 Правил, то его действие, с учётом положений п. 1 Правил, распространяется на случаи перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба в другой, а введение с 1 ноября 2020 г. в действие Правил и внесение Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 199-ФЗ изменений в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", наделяет военнослужащих - граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 199-ФЗ), подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, лишь правом подать заявление об обеспечении их жилыми помещениями по избранному месту жительства либо об обеспечении их жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии (ст. 2 Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении административного иска, несмотря на неверные выводы относительно возможности пересмотра даты принятия Федорова на жилищный учёт, является правильным по существу спора, суд кассационной инстанции находит возможным, отменив апелляционное определение Южного окружного военного суда, оставить в силе решение Севастопольского гарнизонного военного суда.
Руководствуясь ст. 327, 328 - 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда от 12 августа 2022 г. отменить, оставить в силе решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 июня 2022 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.