Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Инженерные системы" Камерцовой Я.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 25 февраля 2022 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инженерные системы" (далее - ООО "Инженерные системы", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 апреля 2022 года, ООО "Инженерные системы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "Инженерные системы" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Прокурор Майкопского района, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N215 "Об административных правонарушениях" (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за использование находящегося в республиканской или муниципальной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания нежилого фонда.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из материалов дела, 19 января 2022 года в ходе проведения прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея проверки соблюдения требований законодательства при использовании муниципального имущества, установлено, что ООО "Инженерные системы" использует здание топочной МБОУ "Образовательный центр N 4 Майкопского района" по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Победа, ул. Шоссейная, д.103, в отсутствие заключенного в предусмотренном законом порядке договора.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.2-4), объяснениями Камерцовой Я.В. и Удоденко Л.В. (л.д.5-7, 10-11), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.14-17), копией договора N 75 на техническое обслуживание и эксплуатацию топочной (л.д.46) и иными представленными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Инженерные системы" квалифицированы по части 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях" в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность.
Утверждение заявителя о том, что у ООО "Инженерные системы" отсутствовали законные основания для заключения договора аренды здания, в котором находится топочная, нельзя признать состоятельным.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2021 года между МБОУ "Образовательный центр N 4 Майкопского района" и ООО "Инженерные системы" заключен договор N 21 на техническое обслуживание и эксплуатацию топочной (л.д.46-49), в соответствии с которым общество также принимает на себя обязательства по использованию тепловых энергоустановок в здании котельной МБОУ "Образовательный центр N 4 Майкопского района".
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, источник тепловой энергии (теплоты) определен как теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
Указанными Правилами котельная определена как комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии с пунктом 3.1 "Свода правил 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76", утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 281, котельная - комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.
В силу изложенного, вывод нижестоящих судебных инстанций о незаконности использования объекта недвижимости в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов при фактической передаче нежилого объекта обществу в аренду, является обоснованным.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Инженерные Системы" объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены судебных актов не установлено. Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела, в перечне о запрете замены штрафа на предупреждение вменяемое правонарушение не указано, административное правонарушение совершено ООО "Инженерные системы" впервые, ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось и сведений о ранее совершенных названным лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом вышеизложенного, а также статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в силу которой в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, касающиеся возможности применения административного наказания в виде предупреждения в отношении юридических лиц, не только являющихся некоммерческими или субъектами малого и среднего предпринимательства, принимая во внимание положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов в части назначенного ООО "Инженерные системы" административного наказания путем замены административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения соответствует характеру допущенного ООО "Инженерные системы" правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица, ухудшению финансового положения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Инженерные системы" Камерцовой Я.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 25 февраля 2022 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инженерные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях", изменить, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Сапунов М.В. N 3-73/2022
судья районного суда Скрябин А.В. N 12-25/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5102/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.