Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Касьянова В.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга" (далее ООО "СЖК "Радуга") Касьянова В.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора N 03-23-1891-П-3 от 17 сентября 2021 года Касьянов В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2021 года указанное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года решение судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Лабинский районный суд Краснодарского края в ином составе суда.
Решением судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2022 года постановление должностного лица административного органа от 17 сентября 2021 года в отношении Касьянова В.Ю. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2022 года решение судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Касьянов В.Ю. просит отменить решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на установленные судом обстоятельства и материалы дела, указывает об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Как усматривается из материалов дела, 9 сентября 2021 года в ходе проведения проверки в области охраны окружающей среды и природопользования старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что генеральным директором ООО "СЖК Радуга" ФИО3 осуществляется деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду:
- объект HBOC 1 категории NП, Площадка N, СТФП, "адрес", примерно 300 метров по направлению на запад от ориентира южная окраина "адрес";
- объект HBOC 1 категории NП, Площадка N, СТФ-2, "адрес", "адрес"2;
- объект HBOC 1 категории NП, расположенный по адресу: Площадка N, СТФ-3, "адрес", "адрес"
при отсутствии паспорта опасного отхода на отход 3 класса опасности "навоз свиней свежий", что является неисполнением обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Так же в постановлении должностного лица указано, что ООО "СЖК "Радуга" осуществляло деятельность по юридическому адресу: "адрес" в отсутствие паспорта опасного отхода на отход 4 класса опасности "тара полиэтиленовая, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание менее 15%) ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении генерального директора ООО "СЖК "Радуга" Касьянова В.Ю. дела об административном правонарушении и привлечении его постановлением административного органа к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Отменяя постановление административного органа от 17 сентября 2021 года и прекращая производство по делу, судья районного суда в решении от 19 октября 2021 года ссылаясь на имеющиеся в материалах дела доказательства указал, что разработка паспорта опасного отхода на отход 3 класса опасности "навоз свиней свежий", паспорта опасного отхода на отход 4 класса опасности "тара полиэтиленовая, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание менее 15%)" была начата ООО "СЖК "Радуга" в 2019 году, что подтверждается заявлениями N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC, содержащихся в федеральном государственном реестре, где указаны источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Кроме того судом установлено, что предприятием проведена инвентаризация стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, утверждённая генеральным директором ООО "СЖК "Радуга" от ДД.ММ.ГГГГ и разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) на объектах где имеется стационарный источник выбросов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "СЖК "Радуга" заключило договор N/П с индивидуальным предпринимателем ФИО2 на услуги по сбору исходных сведений для подготовки материалов паспортизации опасных отходов, разработке паспортов опасных отходов и подтверждение отнесения отходов к классу опасности в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - -IV классов опасности" (паспорта опасных отходов - на отход 3 класса опасности "навоз свиней свежий" и на отход 4 класса опасности "тара полиэтиленовая, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание менее 15%)".
ДД.ММ.ГГГГ обществом получены результаты химических анализов проб вышеуказанных отходов, что подтверждается актами отбора проб N, 78769 от ДД.ММ.ГГГГ и протоколами количественного химического анализа проб отходов N, 78769-М от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что на время окончания проверки и составления по её результатам акта проверки N-П от ДД.ММ.ГГГГ паспорта опасных отходов были готовы в полном объеме судья районного суда пришел к убеждению, что выводы должностного лица не соответствуют требованиям частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления", изложив мотивы принятого решения в судебном акте от ДД.ММ.ГГГГ.
С данным выводом не согласился судья краевого суда и пришел к выводу о необходимости направления дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем, принимая такое решение, судья краевого суда не учел следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 07 апреля 2020 года) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; паспортом отходов производства и потребления является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
При этом отменяя решение судьи районного суда с направлением дела на новое рассмотрение судьей краевого суда не учтены вышеприведенные положения закона, а так же то обстоятельство, что на момент окончания выездной проверки ведущими специалистами-экспертам отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Краснодарскому краю и составления по её результатам акты от 23 августа 2021 года паспорта опасных отходов были готовы в полном объеме и представлены государственному инспектору, однако данный факт не был принят во внимание и не нашел своего отражения в акте выездной проверки.
Таким образом, вывод судьи краевого суда основан на ошибочном толковании норм закона, сделан без учета приведенных выше правовых норм и является неправильными, в связи с чем принятый по настоящему делу судебный акт от 2 марта 2022 года не может быть признан законным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО "СЖК "Радуга" Касьянова В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года, а также последующие судебные постановления: решение судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2022 года вынесенные в отношении генерального директора ООО "СЖК "Радуга" Касьянова В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением решения судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2021 года о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Касьянова В.Ю. удовлетворить частично.
Решение Краснодарского краевого суда от 2 марта 2022 года, решение судьи Лабинского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2022 года вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга" Касьянова В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.