Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Россети Юг" Горбенко А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N 211 от 30 июля 2021 года, решение судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 15 марта 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Россети Юг" (далее - ПАО "Россети Юг", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N 211 от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 15 марта 2022 года и решением судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года, ПАО "Россети Юг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно части 2 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе линии электропередачи.
Исходя из подпункта "а" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N160 (далее - Правила N 160), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
В пункте 45 Правил пожарной безопасности определено, что в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 раздела IX настоящих Правил.
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах - в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
На основании Постановления Правительства Ростовской области N313 от 19 апреля 2021 г. "Об установлении особого противопожарного режима" на территории Ростовской области введен особый противопожарный режим с 29 апреля 2021 года по 17 октября 2021 года.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2021 года в результате патрулирования территории лесного фонда Ростовской области в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства, государственным лесным инспектором выявлено, что в охранной зоне линии ВЛ 10кВт N 2 ПС-НС-3, проходящей через выделы 2, 4, 6 квартала 39 Базковского участкового лесничества Шолоховского лесничества не обеспечена прокладка и содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта, а именно: в выделах 2, 4, 6 квартала N 39 между опорами N 1/142 и 142 поросоль вяза, ясеня достигает высотой от 3 до 5 м; между опорами N134 и 134 поросоль ясени достигает высотой от 3 до 5м; между опорами N100 и 101 поросоль акации достигает высотой от 2 до 5 м.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.84-85), актом осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда (л.д.94), фототаблицей (л.д.95) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Указание заявителя на нарушение административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в неуведомлении общества о проводимой в отношении него проверки, несостоятельны. Административное правонарушение было выявлено при рейдовом патрулировании Базковского участкового лесничества Шолоховского лесничества на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в рамках осуществления полномочий, в том числе, по федеральному пожарному надзору в лесах и с учетом действия особого противопожарного режима с 29 апреля 2021 года по 17 октября 2021 года.
Вопреки утверждению защитника общества, устранение допущенных обществом нарушений к моменту составления протокола об административном правонарушении, не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ПАО "Россети ЮГ" с применением положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N 211 от 30 июля 2021 года, решение судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 15 марта 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Россети Юг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Россети Юг" Горбенко А.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Романов С.А. N 12-12/2022
судья областного суда Ушников М.П. N 11-800/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5938/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.