Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу директора МБОУ СОШ N 16 им. Александра Невского пгт. Ильского муниципального образования Северского района Краснодарского края Сулеймановой Н.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 197 Северского района Краснодарского края от 5 апреля 2022 года и решение судьи Северского районного суда Краснодарского кая от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N197 Северского района Краснодарского края от 5 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Северского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2022 года, МБОУ СОШ N 16 им. Александра Невского пгт. Ильского муниципального образования Северского района (далее- МБОУ СОШ N 16) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
МБОУ СОШ N 16 в лице директора ФИО5 обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на судебные постановления, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах в отношении МБОУ СОШ N 16 составлено предписание N от 15 октября 2021 года о нарушениях санитарного законодательства, которое получено им 15 октября 2021 года, со сроком исполнения пунктов 1, 2, 3 предписания до 29 октября 2021 года, пункта 4 предписания до 10 февраля 2022 года. Данное предписание юридическим лицом не обжаловано.
При проведении внепланового мероприятия по контролю за выполнением санитарного законодательства, а также за выполнением требований предписания от 15 октября 2021 года, МБОУ СОШ N 16 установлено, что предписание в полном объеме не исполнило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МБОУ СОШ N 16 10 марта 2022 года протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья судебного участка N 197 Северского района Краснодарского края пришел к выводу о том, что в деянии МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановлением от 5 апреля 2022 года признал его виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 17 мая 2022 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводом мирового судьи.
Вместе с тем, с выводами судебных инстанций о доказанности совершения МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К материалам дела приобщены письма МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского, адресованные начальнику Управления образования администрации МО Северского района от 16 ноября 2021 года, 11 января 2022 года, 5 апреля 2022 года о выделении денежных средств на проведение экспертизы и подготовку проектно-сметной документации для строительных работ на ступенях, капитального ремонта пищеблока МБОУ СОШ N 16 пгт. Ильского МО Северского района им. Александра Невского, а также ответ исполняющего обязанности начальника управления образования Администрации МО Северского района от 14 января 2022 года об отсутствии денежных средств для финансирования указанного вида работ.
Эти доводы заслуживали внимания судьей, т.к. в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, вышеуказанные документы и доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в связи с отсутствием финансирования для выполнения требований предписания судьями должным образом не исследовались, надлежащая правовая оценка им не дана.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела ни мировым судьей, ни судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие нарушение были допущены, в связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка N 197 Северского района Краснодарского края от 5 апреля 2022 года и решение судьи Северского районного суда Краснодарского кая от 17 мая 2022 года подлежат отмене.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет 1 год.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 197 Северского района Краснодарского края от 5 апреля 2022 года и решение судьи Северского районного суда Краснодарского кая от 17 мая 2022 года, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.